Вопрос конечно интересный. И тут японцы среди азиатов впереди всех.
А потом уже за ними и корейцы, и китайцы (хотя это конечно спорное утверждение).
Итак – какая информация есть из истории это вопроса.
В 1875 году японское правительство осознало свою отсталость в промышленном отношении.
(а мы в России только в 2000-х осознали).
И был принят ряд мер.
Промышленный шпионаж тоже входил в число этих мер.
Причём это было на уровне политики государства страны Восходящего Солнца.
Часто (еще в те годы) японцы получали желаемые секреты у иностранцев обещаниями разместить заказы.
Ничего не напоминает?
Но – изучив документацию, например, кораблей, японцы начинали строить суда сами.
И стало это известно благодаря одному курьезному случаю. Который был описан и информация о нём дошла до наших дней.
Японцы тайком купили у инженера фирмы, производящей насосы, образец.
Но инженер (наверное, еврей был) продал им образец, имеющий дефект.
А именно – дыру в цилиндре.
Инженер молодец – недолго думая, сделал в цилиндре винтовую нарезку и вставил болт с гайками на обоих концах.
Благодаря этому была достигнута полная водонепроницаемость изделия.
Японцы же, педантичные до мозга костей, скопировали насос в таком виде, в котором его получили от инженера-молодца.
Т.е. вместе с болтом и гайками.
Япошки после этого сказали СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ (думали, что уже сами смогут далее продолжать копировать эти насосы).
Так что слямзили насос – да не тут-то было.
Скопировали-то с дефектом.
Благодаря этому миру стало известно что азиаты хитрят и считается, что примерно с того времени начали вести документально зафиксированный факт промышленного шпионажа.
Корейцы такие же. Хотя у нас тоже курьёзные случаи примерно из этой области проходили.
Приезжали мы с корейцами (в 1990-х годах) в наш российский институт.
Басурмане начинали петь нашим ученым, что им надо разработать систему контроля движения автомобиля.
Маленькое отступление – корейцы были все как на подбор. С выправкой. Широкоплечие такие.
Такое ощущение, что прямо портупея просматривалась.
Наши инженеры отвечали: “Не проблема. А какие скорости-то надо контролировать?”
Корейцы мнутся, мнутся и выдают: 700 км в час.
Вот такие скорости у машин были у корейцев.
Хотели вот так вот хитро получить алгоритмы наши для своих военных ракет.
Не получилось.
Вот такие вот дела.
В следующей статье расскажу как промышленный шпионаж в Японии был поставлен на государственные рельсы в XX веке и ему обучают сызмальства.
Не переключайтесь. Будет интересно.