После статьи, где я кратко упомянул, как российскому стартапу наиболее эффективно выйти на китайский рынок (http://lifanov-asia.ru/novosti-biznesa-s-koreej-i-kitaem/kak-rossijskomu-startapu-vyjti-na-kitajskij-rynok.html ) , я решил продолжить данную тематику.
В начале, важная информация по этой теме
С начала 2017 года 41 международная компания достигла статуса «единорога».
15 новых единорогов созданы в Китае. Для сравнения — в Европе появилось только 5.
США по-прежнему занимает первую строчку с 17 компаниями.
Соединенные Штаты доминировали на международной арене стартапов.
На сегодняшний день в мире насчитано 215 единорогов, из которых 107 принадлежат США.
Большинство зарегистрированы в Калифорнии.
Но Китай постепенно настигает лидера.
В 2014 году там было лишь 8 единорогов. Сейчас их 56. В Европе — 23.
Большинство китайских единорогов работают в сфере e-commerce и online marketplace.
Теперь рассмотрим, с какими проектами разумнее всего выйти на рынок Поднебесной.
Китай — мировой лидер по инвестициям в финтех и занимает ведущие позиции по объему инвестиций в робототехнику, образовательные технологии, виртуальную реальность, ИИ и биотех.
И еще беспилотники
Однако стоит учитывать, что в Китае смогут преуспеть только те стартапы, которые способны справиться с объемом и скоростью развития рынка.
Компаниям придется учесть необходимость быстрого выпуска сразу большой серии продукции или возможность использования цифрового решения миллионами пользователей.
Где искать поддержку?
Я уже упоминал в своей статье по этой тематике, что, несмотря на благоприятный инвестиционный климат, от момента приезда компании в Китай до заключения первой сделки может пройти 2-3 года.
Какие основные сдерживающие факторы и как лучше начать – смотри в моей статье (http://lifanov-asia.ru/novosti-biznesa-s-koreej-i-kitaem/kak-rossijskomu-startapu-vyjti-na-kitajskij-rynok.html )
Многие успешные проекты выросли на базе акселератора. За 2-3 месяца там можно понять специфику работы на азиатском рынке и познакомиться с партнерами.
Есть список акселерационных программ в Китае – кому интересно, обращайтесь.
На что можно получить финансирование?
По данным McKinsey Global Institute, Китай входит в тройку мировых лидеров по венчурным инвестициям в виртуальную реальность, беспилотные автомобили, 3D-печать, робототехнику, дроны и искусственный интеллект.
В четвертом квартале 2017 года Китай стал самым большим венчурным инвестором в мире и провел крупнейшие VC (Venture Capital) сделки на $10,082 млрд против $4,714 млрд проведенных в США.
Большинство стартапов в Китае привлекают инвестиции на поздних стадиях.
Я об этом тоже уже писал в своей статье по этой тематике.
С партнерами или в одиночку?
Вопрос, конечно, интересный.
Российская компания сможет достичь успеха быстрее, работая вместе с китайскими партнерами.
Нашему предпринимателю для старта работ придется сделать первый шаг навстречу и что-то дать китайским партнерам.
Важно помнить, что в Китае есть правило: подписал договор — переговоры только начались.
Не надо нервничать, когда договор не соблюдается, надо учесть особенности рынка и проявить терпение и гибкость.
Совет: сделайте тесты, осмотритесь, познакомьтесь с китайскими партнерами, четыре-пять раз поужинайте с командой (попейте водки) , найдите себе правильного китайского менеджера, а лучше топ-менеджера, который лично будет курировать ваш проект.
Сколько надо для старта?
Это самый животрепещущий вопрос.
Для того чтобы учредить компанию потребуется от $3 тысяч до $30 тысяч (в зависимости от структурирования бизнеса), в среднем цифры варьируются в пределах $6-11 тысяч (без учета уставного капитала).
Для учреждения компании предпринимателю понадобится 90 дней, но все зависит от провинции, города, формы юридического лица и вида деятельности.
Нужно еще учесть следующее:
- Стоимость аренды жилья в месяц: города 1 категории (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу) — от $1500; города 2 категории (Тяньцзинь, Нанкин, Ханчжоу) — от $1000; города 3 категории (Янтай, Харбин) — от $600.
- Услуги переводчика: от $150 в день.
- Расходы на перелет, транспорт, питание и бытовые нужды(*).
*Все данные предоставлены Eurasia Development Ltd
Наши в Китае
Пока что успех российских компаний на рынке Китая — скорее редкость, однако, о тех, кто смог, наслышан почти весь мир.
Например, подготовка к выходу на рынок КНР (адаптация продукта, локализация компании, защита интеллектуальной собственности, стройка, развертывание системы на китайских серверах, поиск и подбор поставщиков, персонала) компании «Додо Пицца» заняла 14 месяцев.
Другим примером успеха можно назвать сервис с видеоуроками для родителей Babystep.tv. Хоть компания еще не вышла на самоокупаемость, она уже является одним из лидеров по просмотрам на крупном китайском видеосервисе Youku, BAT (Baidu, Alibaba, Tencent). Руководители компании сделали ставку на качественный контент. Быстрому выходу на рынок также способствовала победа в конкурсе TechCrunch.
Резидент IT-кластера фонда «Сколково», компания CDNvideo продала свой контрольный пакет акций китайской группе компаний ChinaNetCenter, что тоже вполне может считаться успешным кейсом.
Сложной, но выгодной стратегией выхода на китайский рынок могут стать и примеры патентования российских разработок.
Например, в октябре 2017 года стало известно о завершении патентования инновационных реагентов для очистки воды от нефтепродуктов и ионов металлов на территории КНР. Процесс патентования был запущен в 2014 году и занял порядка трех лет.
Очевидно, что запуск своего стартапа на китайском рынке — дело непростое, но интересное и потенциально высокоприбыльное.
Главное, учитывать специфику рынка и менталитет местного населения, ну и, конечно, выстроить продуманную долгосрочную стратегию.
Также грамотно рассчитать все свои ресурсы — производственные, человеческие и финансовые.
Успех не заставит себя ждать.