Опишу, как устроена инновационная система в Корее, рынок стартапов и как это можно использовать для бизнесменов из России. Придётся разбить тему на 2-3 статьи.
Начнем с общего обзора экономики Южной Кореи
Известный факт, что в 1960-х годах Южная Корея была одной из беднейших стран в регионе.
Сегодня это развитое промышленное государство, входящее в число «азиатских тигров».
Экономика Кореи является 15-й в мире по ВВП, 68% работающих граждан заняты в сфере услуг, 20% приходится на производство и 12% — на сельское хозяйство.
Согласно Bloomberg Global Index Innovation, Южная Корея вышла на первое место в мире по ряду ключевых показателей. Таких, как уровень научных исследований и разработок, производительность труда, уровень внедрения технологий и активность в патентной деятельности.
“Творческая экономика”.
Красивое название. При президенте Пак Кын Хе правительство Южной Кореи стало выделять миллиарды долларов на создание экономики нового типа. Суть данного проекта — совершенствование существующей производственной базы и открытие направлений, которые придадут новый импульс экономическому развитию страны.
В 2016 г. частное и государственное инвестирование в технологические стартапы в Корее составило 2,5 трлн вон ($2,3 млрд), увеличившись на 62% по сравнению с 2013 годом.
Создание нового специального министерства.
В 2013 году в южнокорейском правительстве было создано Министерство науки и планирования будущего. В число задач нового министерства входит выявление бизнес-направлений с наибольшим высоко технологическим потенциалом.
В 2014 бюджет данного министерства составил $16 млрд, из которых более $2 млрд были напрямую инвестированы в технологические стартапы.
Есть чему нам у них поучиться.
Интересная концепция.
Правительство Южной Кореи прямо заинтересовано в том, чтобы снижалась доля занятых на работе в крупных корпорациях-чеболях (чеболь — южнокорейская форма финансово-промышленных групп).
В стране утренней свежести принята специальная программа мотивации и стимулирования молодых предпринимателей в целях формирования поколения владельцев собственного бизнеса. Корейское правительство считает, что чем разнонаправленнее будет бизнес в стране, тем богаче и устойчивее станет экономика в целом.
В число национальных приоритетов в Корее входят:
- информационные технологии
- биотехнологии
- новые материалы для строительства
- медицина
- космические технологии
- робототехника
Внимание!!! Во всех областях, где в ближайшие годы возможны прорывы, Корея планирует войти в число мировых лидеров.
Уверен, что войдут.
Какие конкурентные преимущества у корейцев?
Конкурентные преимущества корейских компаний хорошо известны:
— опыт
— развитая производственная база
— квалифицированный персонал
— отличная система подготовки новых кадров
— государственная поддержка бизнеса.
Корейцы изначально очень дисциплинированный и трудолюбивый народ. И если их грамотно направить в верное русло, то можно добиваться феноменальных успехов.
Экспортная ориентированность Кореи
Экономика Кореи конечно была ориентирована изначально как для внутреннего потребления (в основном) так и экспортно-ориентированная. Но основной экспорт в страны Азии – те, что рядом. Ну и конечно громадный Китай под боком.
Т.е. еще недавно большинство корейских компаний фокусировались на внутреннего потребителя (кроме, конечно, Samsung и LG – это я про потребительские товары). Сейчас корейские компании всё более пристально присматриваются к другим рынкам. При планировании создания новых продуктов учитывают потребительские предпочтения зарубежных аудиторий.
И корейцы с радостью присматриваются к инвесторам и партнерам из других стран.
Глобальные инновации в Корее
Для Кореи этот термин всё ещё сохраняет свою новизну. Открытие всевозможных стартапов и венчурное инвестирование является модным и престижным занятием.
Негативные национальные особенности в Корее
К числу негативных национальных особенностей можно отнести традицию семейной преемственности в роде занятий.
То есть если отец работает в Samsung, то и сын после университета старается устроиться в Samsung. Но теперь такое поведение прямо противоречит запущенным программам поощрения предпринимательской активности.
В ход идёт агитационная часть и конечно ряд программ поддержки для выпускников вузов, которые решаются открывать собственный бизнес.
Немного из своего опыта. Раньше (лет так 10 – 15 назад) было очень модно и престижно именно работать в Samsung или LG, чем заниматься своим бизнесом (например, торговлей).
Например, если твой папа был обычным менеджером в Корее в Samsung и получал не так много по сравнению, например, с владельцем собственного магазина или ресторана, то всё равно дети в школе с большим уважением относились к сыну (или дочке) этого менеджера, чем к чаду крутого торговца.
Продолжение следует. В следующей статье опишу статус высокотехнологического рынка в Корее.