Китай — гудбай. Америка – возвращение к родным пенатам.

Я уже публиковал недавно заметку, что немецкие производители (пока производители одежды и детских товаров)  в спешном порядке покидают Китай и переносят свои производственные мощности обратно в Германию (Come back to Germany)

Но это процесс (возвращение производства обратно в развитые страны) начался уже достаточно давно (не вчера).

И впереди были США (как страна) и автомобилестроение и автозапчасти (как индустриальная область).

Интересная ситуация складывается на мировом рынке — дешевая рабочая сила больше никому не интересна.

Более корректно – это не является сейчас определяющим фактором при размещении производства в другой стране.

На смену аутсорсингу (еще недавно — модное слово и направление) идет решоринг: международные концерны возвращают производства в Европу и США.

Развивающиеся страны лишаются тысяч рабочих мест.

В развитых — открываются предприятия, на которых вкалывают роботы (и счастлив человек – об этом у меня тоже была уже заметка)

Раньше оно как было? (понятно, что и трава была зеленее и деревья были повыше)

Капитал легко перемещался в поисках этой самой дешевой рабочей силы, переводя предприятия из «дорогих» стран в «дешевые».

Однако даже этот глобализационный процесс в последнее время выдохся.

И, возможно, вовсе разворачивается.

Полуглобализация сменятся деглобализацией?

Вот это да.

По данным американской НПО Reshoring Initiative, эпоха аутсорсинга производства из США (и из других развитых стран) в страны с дешевой рабочей силой подходит к концу.

В последние годы что-то поменялось.

В 2014–2015 годах в США был достигнут паритет между размещением американскими компаниями рабочих мест в промышленном секторе за рубежом (аутсорсингом) и созданием и возвращением (ноушорингом и решорингом) рабочих мест в США (в решоринг записывается решение американской или любой другой компании открыть производство в США при наличии других альтернатив).

И что самое интересное в этом контексте — в 2016-м, впервые с 1970-х, многолетний процесс аутсорсинга развернулся.

Вместо нетто-потери около 220 тыс. рабочих мест в промышленности в среднем за год в начале 2000-х за счет аутсорсинга — нетто-создание рабочих мест в 2016 году стало положительным: плюс около 25 тыс.

Во как.

Почему это происходит?

Важными факторами решоринга являются:

  1. субсидии и налоговые преференции со стороны властей США (чаще всего на уровне штатов)

2. ожидание снижения корпоративных налогов в результате налоговой реформы

3. рост оплаты труда в некоторых традиционных странах аутсорсинга, прежде всего в

Китае.

В отраслевом разрезе — решоринг наиболее популярен там, где новое американское производство имеет значительные конкурентные преимущества.

Российским производителям уместно взять на заметку

  1. Это производство товаров с большим отношением веса к стоимости (автомобили, тяжелая и объемная бытовая техника). Для таких товаров отсутствие затрат на морскую транспортировку наиболее актуально.
  2. Производство, подразумевающее сверхточную логистику по времени (производство с коротким циклом, just-in-time) либо подверженное частым изменениям в потребительском спросе и/или дизайне (прежде всего автокомплектующие и автозапчасти).
  3. Это различные пластики и продукты нефтепереработки. Здесь решоринг объясняется бумом сланцевой добычи нефти и газа в США. Из метана, этана, пропана, бутана, изобутана, пентана изготавливаются различные пластики.
  4. Производство, в котором необходим высокий уровень контроля менеджмента для соблюдения норм качества (например, медицинское оборудование).
  5. Производство, ориентированное на клиентов, ограниченных в возможности покупать товары, не произведенные в США (например, ВПК).
  6. Производство товаров, для которых исключительно важно соблюдение и защита авторского права и патентов.
  7. Решоринг происходит в отраслях, наиболее чувствительных к технологиям автоматизации и роботизации производства. Прежде всего, это производство текстиля и одежды, бытовых электроприборов, автомобилей и автокомплектующих.

Именно последний фактор, автоматизация и роботизация производства, выводит решоринг на новый уровень международного тренда во всем промышленном производстве.

Причем не только в США, но и в других развитых странах, прежде всего в Европе (где фактор дешевой энергии пока не актуален).

В следующей заметке продолжу эту тему и покажу, как сейчас идёт борьба БРЕНД ПРОТИВ ВЕЩИ

Там и про Apple будет, и про автопроизводителей.

Интересная, а главное, полезная информация.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *