Есть известная фраза, приписываемая Н.М. Карамзину: «Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут»
Так вот по этому поводу И.И. Лифанов (ваш покорный слуга) переделал по поводу Китая:
“Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в Китае с торговыми марками, то пришлось бы сказать: крадут” ©
Не путать с почтовыми марками. Их-то как раз не крадут.
Далее по тексту: Торговая Марка = ТМ.
Итак, приведу факты и поделюсь информацией о кражах торговых марок в Китае.
И в следующей статье дам советы как этого избежать.
Ну, или хотя бы минимизировать потери от такого рода деяний китайцев.
Рассмотрим ситуации — ваш бизнес думает о поездке в Китай для развития отношений, проведения исследований и разработок, создания дистрибьюторства или для производства продукции.
Вы думаете об использовании платформ электронной коммерции, таких как Alibaba или JD.com, для продажи продукции китайским потребителям.
Если это так, то убедитесь, что зарегистрировали свою ТМ в Китае, прежде чем заниматься бизнесом, или рискуете потерять свое право на регистрацию и использования в Китае.
Своей же торговой марки.
Ели выражаться профессионально, то после регистрации ТМ она уже становится торговым знаком (ТЗ)
Для простоты изложения я в дальнейшем буду говорить про ТМ.
Но, как я упоминал выше, после регистрации ТМ превращается уже в ТЗ (лёгким движением руки ТМ превращается в ТЗ).
В следующей статье я приведу отличия ТМ, ТЗ и бренда.
Нам достаточно знать простое определение: Торговая марка, зарегистрированная в установленном законом порядке, становится товарным знаком
Идём дальше.
Почему?
Не редко приходится слышать рассказы, как от российских, так и иностранных компаний, идущих в Китай, чтобы продавать свою продукцию или создать дистрибьюторство, только чтобы узнать позже, что китайская компания, с которой они имели дело, зарегистрировала свою торговую марку без разрешения.
Точнее сказать так – зарегистрировала их торговую марку как свою.
Без разрешения правообладателя
А примеры, факты, доказательства?
Да, пожалуйста.
Один клиент выставил ряд вин на торговой выставке в Китае, а затем обнаружил, что китайский дистрибьютор вина подал заявку на регистрацию его (этого клиента) торговой марки после выставки без разрешения.
Возможно, это было так, что китайский дистрибьютор предпринял данное действие, чтобы «поощрять» деловые отношения с нашим клиентом.
В этом случае ещё можно помочь этому иностранному бедолаге восстановить права на свою торговую марку.
Но кража интеллектуальной собственности («ИС») в Китае не всегда проста и очевидна.
И не всегда можно отыграть всё назад (как говорится вернуть всё в зад).
Нет никаких сомнений в том, что китайское правительство совершенствует свои законы, чтобы уменьшить кражу ИС.
В этом случае российские компании (если они большие и толстые) всё еще могут быть привлечены к выкупу своей же торговой марки у китайского партнёра.
Но для более мелких игроков это может привести к значительным затратам, например, к ребрендингу или отзыву продукта.
А в худшем случае может даже привести к закрытию бизнеса.
Возможности для российских компаний вести бизнес в Китае огромны.
Ежегодные розничные онлайн-продажи Китая, по оценкам, достигнут $ 610 млрд к концу 2018 году.
Потенциальное воздействие на китайских потребителей через платформы электронной коммерции в настоящее время больше, чем когда-либо, но несет с собой повышенные риски, особенно для кражи ИС.
Как происходит кража торговой марки?
В Китае исключительные права на торговую марку обычно предоставляются субъекту, который первым подает в Поднебесной заявку на торговую марку в китайский офис по регистрации торговых марок.
Если заявка зарегистрирована, они (те, кто подал заявление) потенциально могут помешать другим использовать эту торговую марку в Китае.
Китайское законодательство также позволяет китайскому предпринимателю после регистрации торговой марки, предотвратить экспорт продуктов с этой торговой марки из Китая.
Поэтому это представляет реальную ПРОБЛЕМУ для законного иностранного правообладателя данной ТМ (ТЗ).
Он не сможет использовать эту ТМ на рынке Китая.
Также он не сможет использовать эту торговую марку как при импорте в Китай, таки и при экспорте из Поднебесной.
Вот так.
Тут всё серьёзно. По взрослому.
Ведь давно известно (и в России это уже осознали в 90-х годах прошлого века): Убрать конкурента просто! Нужно украсть его торговую марку.
Ну, и шо делать? (это вам не Чернышевский со своим ЧТО ДЕЛАТЬ)
Есть несколько мер и подходов как предотвратить кражу вашей ТМ (ТЗ) в Китае.
Об этом расскажу в следующей статье.