Как спасти уставшего японского клерка?

Поведаю о том, как в Японии работает агентство, помогающее увольняться.

Как я уже неоднократно отмечал – Япония это страна, где не только передовые (завтрашние) технологии, но и очень креативные сервисы для людей.

Просто диво даёшься, как японцы придумывают тот или иной сервис., чтобы облегчить или улучшить жизнь своих сограждан.

Я тут пытаюсь некоторые идеи переложить и взрастить на нашей российской почве. Локализация, понимаешь.

Итак, по теме данной заметки.

В стране Восходящего Солнца не принято часто менять работу.

Так вот нашлись японские предприниматели, которые избавляют от стресса тех, кто на это решился

По данным на 2016 год, средний японский сотрудник проводил в одной компании около 12 лет.

Это на несколько лет больше, чем, например, в Великобритании.

В США, где официальная статистика учитывает усреднённый показатель, он составляет около 4 лет.

Сейчас традиция «работы на всю жизнь» – когда человек, приходя в компанию после института, остается там до пенсии – постепенно меняется даже в Японии.

Один из факторов – дефицит рабочей силы.

Компании, соперничая на рынке труда, предлагают лучшие условия и более высокую зарплату.

Но корпоративная лояльность по-прежнему сильна.

Даже если привычная работа сопровождается чрезмерной нагрузкой, для многих заявление об уходе – слишком большой стресс.

И вот это даже породило отдельный бизнес.

Компания, созданная в прошлом году, предлагает взять переговоры по увольнению на себя.

Сотни людей уже готовы за это платить.

Традиции

Система трудовых ⁠отношений в Японии – в определенной степени, следствие ее развития после ⁠Второй мировой войны.

Ее экономика росла, развивалась промышленность, появлялись крупные корпорации – подобие конгломератов (дзайбацу), ⁠существовавших ⁠ранее.

Как писал журнал Economist: «Наемные ⁠работники стали ⁠авангардом японского экономического чуда. Компании нуждались в притоке рабочей силы и ожидали от сотрудников лояльности. Взамен те получали регулярные повышения зарплат, различные бонусы и гарантию трудоустройства на всю жизнь. Иногда сотрудник был сильнее связан с компанией, чем со своей семьей».

 

Система устраивала японцев, но у нее были недостатки.

Традицию «работы на всю жизнь» связывали со снижением продуктивности и стагнацией, начавшейся в Японии в 1990-е годы.

Культура корпоративной лояльности способствовала чрезмерной нагрузке – вплоть до того, что люди умирали от переутомления и стресса.

Количество таких случаев исчислялось сотнями в год.

Я уже писал про резонансную историю, когда сотрудница рекламной фирмы покончила с собой, отработав более 100 часов в месяц сверх нормы.

 

После этого власти приняли ряд мер, чтобы ограничить переработки.

Сейчас ситуация меняется.

Дефицит рабочей силы в Японии – на фоне демографического спада и жесткой миграционной политики – способствуют тому, что наемные работники могут выбирать более выгодные условия.

Многие этим пользуются.

Число людей, меняющих работу, росло в последние годы.

В 2017 году оно составило около 3 млн человек (хотя в общем объеме рабочей силы доля невелика – около 5%).

Увольнение

Многие японцы уходят ради более высокой зарплаты, другие – ради менее напряженного графика.

Но само увольнение – в корпоративной культуре, которая, во многом, осталась прежней – может стать источником стресса.

 

Японцы нередко побаиваются связанных с этим формальностей, разговоров с начальством, пытающимся отговорить их от ухода, и даже негласного осуждения коллег.

 

Тосиюки Ниино – один из основателей агентства Exit, посредника для тех, кто не решается уволиться самостоятельно, – говорит, что сталкивался с этим сам.

В прошлом он работал в нескольких крупных компаниях, но условия его не устроили.

В каждом случае уход, по его словам, был «эмоционально непростым».

В одной из компаний это были продолжительные разговоры с пятью его начальниками, каждый из которых уговаривал его остаться.

В другой, менеджер стал попрекать его тем, что компания «потратила ресурсы на его профессиональную подготовку».

«Нам это [помощь при увольнении] показалось неплохой идеей, – говорит его партнер Ючихиро Оказаки. – На это действительно есть спрос. Мне самому не очень понятно, почему людям сложно уволиться. Но мне кажется, что такое отношение довольно распространено в Японии».

Услуги агентства стоят 50 тысяч иен ($450).

Для тех, кто работает на условиях частичной занятости, цена немного меньше (при повторном обращении также действуют скидки).

Схема выглядит примерно так – человек связывается с агентством, вносит деньги и после этого, как правило, уже не появляется на работе.

Агентство от его имени связывается с работодателем, сообщает, что его сотрудник решил уволиться, и берет на себя дальнейшие переговоры.

Документы, необходимые для оформления ухода (как и личные вещи, оставшиеся на рабочем месте), пересылаются по почте.

Спрос

За год в компанию обратились до 800 человек.

Среди ее клиентов упоминались сотрудница страховой компании, уставшая от нападок начальства по поводу продаж, дизайнер, переработавший около 160 часов в месяц, и работник ресторана, у которого на фоне постоянного стресса началась депрессия.

Некоторые, объясняя увольнения, ссылались на плохие условия.

Другие жаловались на конфликты с руководством.

Основатели агентства утверждают, что были клиенты, которые даже подумывали о самоубийстве.

По их данным, спрос на такие услуги растет.

Несколько аналогичных служб появились в Японии за последнее время.

Агентство также привлекло внимание некой венчурной компании, предложившей инвестиции для его развития.

Его создатели заявляют, что их услуги полезны и для работодателей тоже.

«Сотрудники, которые подумывают об увольнении [но не уходят по каким-то причинам], часто работают не очень эффективно, – говорит Тосиюки Ниино. – Если ускорить их уход, компаниям будет только лучше».

 

Я думаю, что данный сервис вряд-ли у нас в России приживется, и будет пользоваться спросом.

 

Но после прочтения данной новости у меня зародилась идея немного другого сервиса для России, схожего с этим.

 

Сейчас обсуждаю со своим российским партнером.

 

Попробуем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *