Продолжаю серию заметок про корпоративные ценности китайских компаний.
И про комиссаров в корпорациях в Поднебесной (прямо как в песне – а в комнатах наших сидят комиссары…)
Начнем с ценностей в китайских корпорациях
Ну и конечно лучше всего это сделать на примере мирового гиганта из Поднебесной.
Шесть официальных ценностей Alibaba
1. Клиенты на первом месте, сотрудники — на втором, акционеры — на третьем.
Только непрестанно повышая значение клиентов, наши работники могут профессионально развиваться, а акционеры — получать долгосрочную прибыль.
2. Доверие делает жизнь проще.
Запутанность порождает запутанность, простота приводит к простоте.
3. Постоянны только перемены. Мы должны принять изменения с покорностью и уважением.
4. Что сегодня лучшая практика — завтра стандарт для всех.
5. Мы должны идти ва-банк и бросать вызов самим себе.
В самом первом объявлении Alibaba о найме сотрудников был такой слоган: Прямо сейчас ты незаменим!
6. Живи серьезно, работай весело. Наслаждайся работой, как ты наслаждаешься жизнью.
Мне эти ценности понравились.
Такие философско — буддистские.
Заставляющие (точнее вдохновляющие) о многом задуматься, осмыслить (где-то и переосмыслить) и двигаться дальше.
Вперёд и с песней.
Теперь про комиссаров
Ханчжоуские комиссары
Чтобы новые сотрудники Alibaba могли усвоить нормы корпоративной жизни и не встать на путь зайчика (см. мою предыдущую заметку) — сразу после заключения трудового договора их отправляют на 27-дневные курсы.
Как у нас в армии (в СССР) был курс молодого бойца.
Там им (помимо усвоения норм) помогают развивать необходимые технические навыки и знакомят с ассортиментом продукции компании.
Прививать дух компании людям продолжают и после их выпуска из учебного центра.
В каждом подразделении Alibaba предусмотрена штатная должность политического комиссара, который обязан продвигать корпоративную культуру во вверенном ему отделе.
Вот так.
Опять прямо таки аналогия просматривается с временами СССР — у нас и комиссары, и политруки. Были.
Комиссар (который китайский) должен быть в курсе всех личных дел служащих, знать, сколько у них детей, куда они планируют отправиться в отпуск и т.п.
Как уверяют китайские работники, комиссары наиболее активны во время обеденного перерыва: они используют любые поводы, чтобы усесться за один стол с рядовыми сотрудниками и завести с ними дружескую беседу.
Решение о внедрении института комиссаров было принято в 2004 году, после того как начался бурный рост Alibaba.
На эту идею руководство натолкнул просмотр популярных телесериалов о временах революции.
В духе военного времени комиссары имеют право вето при кадровых решениях, а также следят за четким исполнением инициатив руководства.
Прежде всего, они борются с приписками — бедой многих китайских корпораций.
В принципе в такой системе управления (со своими нормами и целями) есть глубокий смысл – в ALIBABA выращивают собственную команду, которая сможет гладко завершить процесс передачи управления с помощью своей системы и культуры.
Продолжение следует…
Далее будет про Huawei