О психологии китайских бизнесменов и о провале попыток российских бизнесменов построить с ними деловые отношения.

Т.к. Китай это громадный рынок, то понятное дело все (по крайней мере, многие) хотят начать продавать в Китай.

 

Или покупать в Китае т.к. там есть всё (как в Греции) и дёшево.

 

Поэтому в Интернете (не только русскоязычном) уйма информации про китайских бизнесменов, про то, как с ними надо налаживать бизнес, какие есть подводные камни, как обходить препятствия.

В общем, много всего.

 

И….всё равно долгосрочный бизнес с китайцами наладить очень и очень сложно.

 

Краткосрочный (на пару сделок) – это пожалуйста.

 

А вот чтобы на несколько лет. И без обмана и подвоха. Тут извините.

 

Почему?

 

Читайте ниже.

 

Эту статью я написал на основе доклада профессора Алексея Маслова, руководителя Школы востоковедения НИУ Высшей школы экономики

 

Итак, в путь по китайской бизнес психологии.

 

Вне зависимости от сообщений информационных агентств – реальное положение дел в Поднебесной мистифицируется не только у нас, но и во всем мире.

Что происходит там в действительности скрыто от глаз западного человека даже в эпоху всеобщей цифровой открытости, распространения социальных сетей и прочей глобализации и интернетизации.

Итак, что же мы знаем о Китае?

Как вести с ними дела?

 

Как вы знаете – я консультирую российских бизнесменов, желающих вести дела с китайцами.

И с корейцами.

С китайцами получается пока у наших плохо. Есть, конечно, примеры удачных проектов.

 

Впрочем, не только у россиян головная боль по ведению бизнеса с китайцами – мало кому из представителей западной цивилизации удавалось «приручить» китайского дракона.

Например, очень часто в Поднебесную приезжают бизнесмены и, получив, согласие, возможно, даже оформленное на бумаге, считают, что дело сделано.

 

Я тоже так в начале думал. Всё таки контракт подписали.

 

Но китайцы так не живут.

И даже, если они согласились с вами в каких-то вопросах, это ровным счётом ничего не значит. Для них.

Китайцы живут в мире перемен (как российский кореец Виктор Цой пел – перемен требуют наши сердца. Перемен требуют наши глаза …)

Китайцы вас не обманывают – они просто настроены следовать более интересному предложению, и, если оно появится, все договорённости пропали.

 

Так прямо разом. И вы перестаёте быть интересным. И никаких тебе Sorry.

 

Это так называемое коррелятивное мышление.

 

Ещё одна особенность китайской психологии бизнеса – стратегемность мышления.

 

Или – иными словами – особенность ведения переговоров с помощью тактики уловок и мягкой силы.

 

Китайцы умеют ждать (как рыбак на берегу).

 

Они умеют ждать, пока чужой бизнес ослабеет.

Можно привести в пример несколько крупных поглощений китайцами западных корпораций или значительных долей в этих корпорациях за последний год.

Все сделки были осуществлены именно в тот момент, когда у корпораций начали намечаться проблемы.

 

Китайские бизнесмены тщательно отслеживают, что происходит в интересуемых корпорациях и как только компания начинает «крениться» — делают предложение о покупке.

 

И вот на десерт. Восточная психология и лингвистика:

 

Cлово «ДА» в китайских наречиях отражает примерно 20 различных смыслов и не один из них не означает согласие.

Да, они говорят да, кивают, вроде бы соглашаются, но это из вежливости, это не означает, что китайцы с вами согласны в том смысле, в котором согласие понимаем мы, россияне.

 

Другим краеугольным элементом китайской культуры выступает матрица семьи.

Речь о том, что, начиная бизнес, китайцы стремятся включить вас в семью.

Для них очень важно встроить вас в свою иерархию.

Именно поэтому западному бизнесмену приходится тратить от шести до двенадцати месяцев на светские мероприятия – вести ни к чему не обязывающие, «пустые» разговоры прежде, чем будут заключены какие-либо договорённости.

Но сегодня в Китае всё большую силу и влияние получает новое поколение менеджеров, которые не хотят быть верными старым традициям.

По отношению к иностранному бизнесу эти менеджеры ведут себя куда более агрессивно и развязно, чем, англичане или американцы в голливудских фильмах.

Надо понимать, что мы имеем дело уже с поколением предельно циничных и жёстких прагматиков.
Я сам столкнулся сейчас с такого рода молодыми китайскими менеджерами.

 

Трудновато. Хочется иногда прямо в бубен засветить (русским кулаком в китайский бубен).

 

Молодые корейские менеджеры сейчас тоже зубастые стали. И так по западному бизнес агрессивны.

 

Но китайцы и тут впереди планеты всей. К тому же многие выучили русский язык. Плохо, но гордости от этого у них хоть отбавляй.

 

И они стараются даже в переговорах ругаться по русски (даже иногда матерные словечки вставлять).

 

Помню недавно на переговорах по Wechat мне это надоело и я сказал, что если он такбудет вести диалог, то я смогу достойно ответить (ну это я конечно здесь так вежливо написал. В общении я сказал жёстко. И сразу всё понял мой китайский визави. Извинился. И продолжили общаться в вежливой форме).

 

Истоки такого поведения китайцев отчасти лежат в древней культуре Поднебесной.

Известно, что понятие культура для китайцев означает «китайская культура».

Ещё Конфуций говорил, что к варварам – то есть к иностранцам – нельзя относиться, как к китайцам.

Во так-то.

 

Следите за новостями и статьями.

 

Будет еще много интересного и полезного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *