Опишу моё понимание о проблемах технологического бизнеса между Россией и Азией (Корея, Китай).
Буду говорить только о том, что знаю (имеется в виду технические решения и изобретения из сфер consumer goods, телекоммуникаций и разного рода биотехнологий – т.е. их тех сфер, где реально осуществлял проекты).
Под технологиями я здесь имею в виду технические решения и изобретения, которые доведены до того или иного уровня интеллектуальной собственности (типа патенты или патентные заявки) или реализованы в образцах (чаще всего прототипах лабораторного уровня)
Как я уже писал – занимаюсь данного рода бизнесом (консалтингом) с азиатами с 1994 г – так что есть много примеров и подтверждений моему пониманию какие тут есть проблемы и барьеры.
Об этом много кто и чего писал.
Так что заранее извиняюсь если повторю кого то – это не со зла, а просто если люди в этой сфере вращаются то у них, как правило, общее понимание в чем проблемы.
Итак, начнем.
Самое первое – это неумение наших изобретателей подать своё изобретение (подать – значит продать).
Это кстати идёт (я уверен) из ученой среды, когда статье технические очень многие пишут так, что их невозможно читать даже профессионалам из этой области. Язык тяжеловесный, много ненужных обобщений и нет четкой постановки цели статьи и в конце что же всё такие удалось показать и доказать в этой статье.
Помню когда я занимался сам наукой то меня папа (известный профессор по вычислительной математики) заставлял переписывать статью до восьми раз. Зато потом статья реально читалась легко – при чем не только профессионалами из этой области, но и учеными из смежных областей. Они могли подчерпнуть в статье мысли применительно к своим сферам деятельности.
И придя в бизнес (консалтинг по продажам технологий) я был уверен, что уж я то смогу так написать, что сразу захотят купить данное изобретение.
Оказалось что не так-то это просто. И даже очень сложно. Это если говорить о своих разработках. Которые хотел продать.
Теперь представьте если свою разработку представляет ученый (не важно, кандидат наук или маститый профессор) из области, где я профан. А помочь ему продать его изобретение мне надо – это мой бизнес.
А написать ничего путного (с точки зрения маркетинга и представления своей разработки) ученый не может – он дает в лучшем случае техническое описание – текст на несколько листов.
Конечно, он не умеет писать как маркетолог и рекламщик. Это понятно. Но он не может даже объяснить изюминку своего изобретения – чтобы уже дальше я за него написал ЗАВЛЕКАЛОЧКУ (как я это называю) для представления заказчику. И чтобы заказчик захотел вложить деньги и купить это изобретение или вложить деньги в проект (НИОКР).
И уверяет тебя этот ученый, что написал классно, что все поймут, что кто не поймет тот дурак и нечего с ним дела иметь.
Я терпеливо объясняю, что перед тем как попасть к техническому специалисту в компании Samsung или любой другой азиатской компании (кто оценит грандиозность изобретения) в начале надо пробиться через менеджеров (планового отдела, как правило).
Поэтому мы должны ДОСТУПНЫМ языком написать о сути изобретения, чем оно хорошо и что даст в итоге, если его применят.
Желательно коротко, ясно и информативно
Как правило, 90% — 95% предложений разбивается и разрушаются именно на этом этапе (барьере). Получают предложение от нашего ученого менеджеры плановики в Азии, видят трудно читаемый (и вообще не понимаемый) технический текст. Из которого непонятно в чем же изюминка этого изобретения и какая будет выгода (лучше здесь наверное сказать польза) компании если его применят (выгода не финансовая – на этом этапе это невозможно оценить. Но хотя бы выгода в техническом плане. Например, будет приниматься более широкополосный сигнал. Или будет лучше распознавание лиц на 2% — 3%).
Еще тут надо учесть, что пишется всё на английском языке. Которым не ученый наш не менеджер азиат хорошо не владеют. Тем более техническим английским.
Т.е. полная твоя моя не понимэ.
Менеджер просто НИЧЕГО не понимает. И выбрасывает данное предложение.
Тут пересекается то что ученый, как правило, уверен что все хотят украсть его изобретение и что он ничего писать не будет более или менее понятно и подробно.
Вот тут-то мне и надо выступать и психотерапевтом (объяснить, что и как надо делать и чего не следует опасаться) и рекламщиком – маркетологом (чтобы написать супер привлекательное предложение вместо ученого)
Продолжение следует.