Интересная всё-таки штука опыт.
Бывает, что делаешь что-то, набираешься опыта (методом проб и ошибок, набивания шишек) – а тебе это на данный момент никак не пригождается.
А через несколько лет вдруг этот предыдущий опыт оказывается очень полезным и эффективно работающим.
Приведу пример.
С предыдущим своим корейским партнером у меня всегда были горячие и нервные обсуждения по поводу моего самостоятельного поиска потенциальных корейских производителей.
Например, получали мы запрос от российского партнера.
В начале я всё досконально выяснял здесь – кто партнёр, что надо, какие спецификации, какой объем планируемых поставок.
Чтобы всё это уже слать в Корею. Полностью подготовленный запрос (всё равно корейский производитель спрашивал и спрашивает такие вот вещи. Так что лучше сразу всё выяснить на берегу и послать уже well prepared and cooked запрос. Чтобы быстрее получить из Кореи коммерческое предложение. Чего время-то зря тратить на переписку – вышлите это, объясните вот то. А тут раз – и всё понятно. Ждём предложения. Время деньги, однако. Банально и избито, но факт).
Так вот – помимо составления грамотного запроса я еще тратил не так много времени (не более 30 – 45 минут) на поиск в Интернете потенциальных корейских производителей, которые производили тот или иной запрашиваемый товар.
Подготавливал список таких производителей (не более 3-4 ) с названиями и Веб сайтами.
Еще в Samsung научили (и большое за это спасибо), что, как правило, надо давать не более трёх – максимум четырёх альтернатив. Это и удобно для восприятия и для дальнейшей работы (хороший пример того, что не всегда больше значит лучше).
Всё это слал своему корейскому партнеру в наш офис в Сеуле.
И ….выслушивал недовольство и бурчание (брюзжание) от my Korean partner.
Типа – офис в Сеуле ответственен за поиск потенциальных корейских поставщиков. А офис в Москве отвечает за поиск российских партнеров / покупателей.
Я в начале не мог понять WHY?
Если бы мне присылали такой хорошо подготовленный запрос из Кореи и еще и список потенциальных партнеров / покупателей – я только рад был. Бы.
Потом уже (после тщательного обдумывания и анализа такой реакции и поведения) я понял (и это было подтверждено потом в момент финальных бесед с моим уже слава Богу бывшим корейским партнером).
Это БОЯЗНЬ / СТРАХ.
Что раз Иван всё может делать сам (и запрос составить и поставщиков найти), то зачем ему нужен корейский партнер (номинально он был владельцем компании и очень этим гордился, кичился и всячески подчёркивал).
Боялся мой корейский партнёр, что пошлет его Иван на…и начнёт сам бизнес делать с Кореей. Без него. А зачем он такой красивый нужен, если всё может сделать Иван сам?
И таки был прав – когда расстались мне стало проще и эффективнее самому с Кореей делать бизнес.
Никто не ноет. Не хнычет и не жалуется.
С моими теперешними корейскими партнерами у меня хорошие ДЕЛОВЫЕ отношения (хватит, наелся корейского хитрого подхода типа – мы друзья, мы семья, поэтому…давай я тебя обману нежно, но ты не обижайся).
Сейчас делаем проекты и делим прибыль. Поэтому и они, и я заинтересованы в максимальной эффективности.
Теперь я отрабатываю запрос в России. Составляю грамотный LOI (Letter of Intention) или RFQ / RFP (request for quotation / request for proposal).
Нахожу и составляю список из трех-четырех потенциальных корейских производителей.
И шлю своему корейскому партнеру.
Они безумно рады и счастливы.
Если у них есть свои поставщики по данной продукции на примете, то они в начале к ним за КП обращаются.
Если нет, то рады воспользоваться моим списком и запросить КП у этих производителей.
Вот оно как бывает – там не сгодился опыт, тут пригодился.