Ахтунг, ахтунг !!! – немецкие производители и бренды сворачивают своё производство в Китае и возвращают его обратно к себе на родину.
В Германию.
В принципе, этот процесс (для которого есть модное название РЕШОРИНГ – а если без пафоса, то закрытие производства в развивающихся странах и перенос мощностей обратно в развитые державы) идет уже несколько лет.
Впереди планеты всей США.
Началось всё с области производства автомобилей и автозапчастей (А&A).
Они вовсю возвращается на родные берега уже несколько лет.
Также производство крупной бытовой техники и LCD панелей — например тайваньская Foxconn ( Apple, Intel, Microsoft и др.) летом 2017-го объявила о планах инвестиций $10 млрд в фабрику по производству LCD-панелей в 100 км от Чикаго.
Несмотря на огромный объем заявленных инвестиций, предполагается создание всего 3 тыс. рабочих мест, так как практически все производство будет роботизировано.
Я напишу отдельную статью про это явление и процессы решоринга и ниашоринга (т.е. возвращение производства поближе к основным рынкам сбыта).
Сейчас о Германии, немецких производителях и их исход из Китая.
Решоринг по-немецки: Германия выводит своё производство из Китая.
Adidas, Rowenta, BSH, Steiff и другие производители сворачивают частично или полностью своё производство в Китае.
И соответственно — увеличивают производственные мощности в Германии.
Таки а в чём причина?
Китай у европейских производителей в последнее время получает массу нареканий.
Самые главные:
- не обеспечение качества товара заложенного брендом-производителем
- потеря фактора дешевизны рабочей силы.
Вот вам и прогресс, вот вам и прорывные технологии.
Азия перестала быть приоритетной для производителей, в первую очередь из-за развития технологий.
Например, по заявлению технического директора одной из немецких фирм: «Сегодня один и тот же объем работ на немецком заводе выполняют в десять раз меньше людей, чем раньше – на китайском».
Это про количество рабочей силы.
Теперь про качество.
Известный детский бренд Steiff отказался от производства в Поднебесной из-за низкого качества и текучести кадров в КНР.
Высокий уровень брака китайских подрядчиков поставил вопрос о работе с персоналом.
Немцы направляли своих специалистов в Китай для обучения.
Но из-за очень частой смены персонала на предприятиях, вложенные средства и время оказались потраченными впустую.
Потому как (ибо…) — автоматизация производства требует привлечения высококвалифицированного труда, а не дешевой рабочей силы.
А в Китае пока много именно низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих.
Проблема в Поднебесной с высококвалифицированными кадрами.
Пока что.
Территориальная удаленность Китая играет свою роль.
Китайская продукция идет по нескольку месяцев, в основном по морю или железнодорожным транспортом.
Потребители одежды или комплектации к бытовой технике, автомобилям не заинтересованы в долгом ожидании товара и уходят к другим продавцам.
Поэтому немецкие производители размещают свои мощности ближе к европейским клиентам.
Чтобы усилить свои конкурентные преимущества:
- быстрее реагировать на спрос
- сократить время доставки
Итак, резюмируя всё вышесказанное – что же стимулирует возвращать производство в Германию?
- Повсеместное развитие технологий и внедрение промышленных роботов
- Повышение качества производимой продукции
- Быстрый доступ к высококвалифицированной рабочей силе
- Рост оплаты труда, превышающий его производительность в Китае
- Перенос мощностей в непосредственную близость к потребителю (немцы ориентированы в основном на европейский рынок)
Китай — капут (ну не совсем пока еще конечно). Хай — производству в Германии