Экономика одиночества в Китае – а ну-ка песню нам пропой в мини караоке…
Я уже писал заметки про так называемую экономику одиночества в Китае.
Образованные и обладающие стабильной работой китайцы все реже связывают себя семейными отношениями и узами.
Ну, или просто предпочитают одиночество в виду ежедневной многочасовой работы и депрессии.
И бизнес КНР подстраивается под людей без семьи и таких вот одиночек.
К их услугам — целая индустрия новых развлечений: от караоке-баров, где тебя никто не слышит, до индивидуальных спортивных кабинок
Это заметка о мини караоке.
В следующей заметке расскажу об индивидуальных спортивных кабинках.
Интересная бизнес идея, кстати.
Маленькое отступление – у меня уже была заметка, как в Ю. Корее в поездах устанавливают мини караоке.
Чтобы не скучно было в пути.
Зашёл в такую кабинку, закрылся и попел от души.
В Китае это направление (индивидуальные мини караоке кабинки) привело к достаточно большому бизнесу и рынку.
Китайцы подсмотрели данную бизнес идею в Японии.
И как всегда умело адаптировали под особенности Китая.
Сейчас Поднебесная становится страной одиночек.
Более половина домохозяйств (это такая вот единица оценки) – это одиночки.
Внимание к одиночкам как огромной и быстрорастущей аудитории привлекла публикация в 2017 году доклада «Экономика одиночества», который был подготовлен по заказу рекрутинговой социальной сети «Маймай» и китайского аналога Airbnb «Сяочжу».
Опрос горожан, имеющих стабильное место работы, показал, что 61,5% респондентов регулярно испытывают чувство одиночества (27% опрошенных — даже ежедневно). Исследование также показало, что это состояние в первую очередь характерно для молодых профессионалов: о нем заявили две трети образованных и имеющих работу людей в возрасте 22–35 лет.
Изменение образа жизни повлекло за собой существенную смену потребительских привычек.
«Молодежи из пустого гнезда», как называют таких людей китайские медиа, компании предлагают варианты досуга, не требующие коллективного времяпрепровождения.
Одиночки становятся значимым источником дохода для ресторанов и караоке-баров нового типа.
Большинство (57,7%) опрошенных китайцев заявили, что готовы платить деньги сервисам, способным развеять их скуку, при условии, что они не нарушат привычного для них образа жизни.
Песни в пустоту
Одними из первых предоставлять развлекательные услуги для одиночек стали караоке-бары.
Пение в таких вот заведениях долгие годы было в Китае популярным развлечением: в 2007 году заведений, где можно этим заниматься, тут насчитывалось 20 тыс.
Однако бум давно прошел: за десять лет количество караоке-баров уменьшилось на 7 тыс. Кроме того, наметилась тенденция на повышение среднего возраста любителей коллективного исполнения эстрадных хитов.
Индустрия, в 2014 году достигшая пика в 86,9 млрд юаней ($12,2 млрд), на протяжении последних пяти лет находится в стагнации.
Уменьшение числа караоке-баров отнюдь не свидетельствует о том, что китайцы разочаровались в своем исполнительском мастерстве.
Дело в тенденции на персонификацию такого рода сервисов.
В частности, за последние годы значительно увеличилось количество пользователей мобильных караоке-приложений, которое в 2017 году достигло 227 млн человек.
Для тех, кто не готов петь под фонограмму наедине со своим телефоном, китайские предприниматели создали компромиссный вариант.
В крупнейших городах страны появились крошечные караоке-бары, рассчитанные на одного-двух человек.
Впервые мини-караоке появилось в китайских торговых центрах и кинотеатрах в 2013 году.
Такие заведения похожи на стеклянные телефонные будки, в которых установлены экран, микрофон и наушники.
Как правило, мини-караоке-бары оснащены хорошей системой звукоизоляции, чтобы пение не мешало окружающим.
В среднем установка одной будки обходится оператору в 20–30 тыс. юаней ($2,8–4,2 тыс.).
Предусмотрены два способа оплаты: поминутная или за каждую прослушанную фонограмму.
Средний чек за использование караоке-будок составляет 30 юаней ($4,2)
Эти будки привлекают аудиторию, которая игнорирует традиционные заведения.
«Мини-караоке куда удобнее обычных баров.
Нет ничего зазорного в том, чтобы зайти в павильон, чтобы в одиночестве спеть пару песен — такое развлечение может себе позволить даже студент», — рассказала молодаякитаянка, уточнив, что во время каждого посещения кабинки проводит за пением от 30 минут до часа.
В 2019 году объем рынка мини-караоке-баров достигнет 14 млрд юаней ($1,9 млрд).
Два года подряд, в 2017 и 2018 годах, он рос более чем вдвое — в среднем на 117%.
«Наслаждайся пением, узурпируй радость» — такой слоган для себя выбрала основанная в 2015 году компания-оператор мини-караоке «Ючан М-Bar».
«Побывав в Японии, я заметил, что там популярны караоке, рассчитанные на одного посетителя, — вспоминал генеральный директор М-Bar Ло Аньу. — Они были устроены очень просто: музыкальный автомат и большой экран. Хочешь петь — так пой!»
Сегодня компания смогла разместить около 5 тыс. павильонов в 33 городах страны. В среднем выручка среднего мини-караоке-бара в день достигает 400 юаней.
Срок окупаемости составляет от двух месяцев до полугода.
Инженерам компании пришлось приспособить конструкцию будок для китайских реалий. Прежде всего, они установили систему кондиционирования воздуха, чтобы оградить клиентов от удушающего смога больших городов.
Важно поддерживать и высокий уровень санитарной безопасности.
Так, микрофон и наушники после использования опускаются в специальную камеру, снабженную системой ультрафиолетовой дезинфекции.
Выбрать песню и оплатить использование записи можно с помощью самого популярного в Китае мессенджера WeChat.
Все павильоны М-Bar интегрированы в одну сеть, поэтому клиенты могут транслировать свое пение в социальные сети.
Правда, неизвестно, насколько востребована эта возможность клиентами, которые стремятся отгородиться от внешнего мира за стеклянной стеной.
Думаю, что и у нас в России (в крупных городах миллиониках) данная бизнес идея сможет выстрелить.