Я ранее публиковал информацию, что китайские производители одежды уже начинают шить в Африке. Там дешевле.
Производство электроники потихоньку перемещается из Китая во Вьетнам.
Теперь еще торговая война с США……
Перемещение производства за границу позволит избежать пошлин США
Работающие в Китае производители думают о переносе своих фабрик во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии.
Так они надеются обезопасить себя от эскалации торгового конфликта между Вашингтоном и Пекином.
Перенос производства электроники и некоторых других товаров из Китая в Юго-Восточную Азию уже начался, но торговые споры с США вынуждают компании активнее пересматривать цепочки поставок.
Однако перемещение производства за границу может занять несколько лет, и есть риск, что к тому времени торговая война между США и Китаем закончится или Вашингтон распространит пошлины на поставки из других стран, например Вьетнама, чтобы не дать компаниям уклониться от них.
Вот несколько примеров.
Владельцы заводов и фабрик в провинции Гуандун, производственном центре страны, говорят, что уже введенные пошлины и неопределенность по поводу будущих действий США вынуждают их ускорить географическую диверсификацию производства.
Они уже думали об этом из-за сильного роста зарплат в Китае в последние 10 лет.
«Мы не считаем торговую войну краткосрочным кризисом, – сказал Джо Чау, управляющий фабрикой по производству детской одежды и президент отделения малого и среднего бизнеса Генеральной торговой палаты Гонконга. – Мы должны проанализировать, какие азиатские страны подходят для наших клиентов, чтобы нивелировать связанный с Китаем риск».
Хотя одежда, игрушки и многие другие потребительские товары пока не попали под пошлины, американские ритейлеры и их китайские поставщики должны разработать план действий в чрезвычайной ситуации перед традиционным ростом осеннего спроса, поскольку «никто не может предсказать, что вытворит Трамп», считает Чау.
Чиу Чи-Хон, чья фабрика поставляет игрушки Disney и Mattel, рассказывает, что, хотя они и не попали в список облагаемых пошлинами товаров, американская таможня с начала года проверяет грузы с ними «чрезвычайно» тщательно.
Вместе с 30 другими производителями он в сентябре поедет в Мьянму, чтобы изучить возможность переместить туда производство. Но он опасается, что ситуация может снова измениться. «Трамп и Си [Цзиньпин] могут опять подружиться, – говорит Чиу. – Мы не очень крупная компания и не можем управлять фабриками сразу в двух местах».
Японский производитель электроники Aoyagi выпускает свою продукцию в Китае и уже потерял некоторые заказы из США из-за роста неопределенности, утверждает Анджело Чеун из гонконгского подразделения компании.
Поэтому фирма рассматривает различные варианты, в том числе перемещение части цепочки поставок во Вьетнам.
«Мы сейчас на распутье, – говорит он. – Но все решения имеют лишь средне- или долгосрочный характер».
Открывать заводы в новых юрисдикциях «дорого и сложно», отмечает Джон Коули, эксперт по торговым вопросам Baker & McKenzie и бывший топ-менеджер Nike.
Фабрики, экспортирующие в США, должны соответствовать многим стандартам, касающимся экологии, качества и организации труда.
Необходимо время, чтобы производственные объекты в новых странах смогли отвечать этим требованиям.
Еще одна проблема – необходимость адаптироваться к быстро меняющимся предпочтениям потребителей.
Китайские заводы часто делают это лучше других благодаря богатому опыту и давним отношениям с американскими ритейлерами.
По мнению Коули, владельцы фабрик не будут спешить перемещать производство, хотя и находятся в непростом положении.
Но если они уже задумались о диверсификации, например, чтобы извлечь выгоду из гораздо более низких зарплат во Вьетнаме, угрозы пошлин «может оказаться достаточно, чтобы подтолкнуть их на этот шаг», считает он.