Вот так новость так новость. Мы всё слышим, что культурная Европа, что там люди уж более воспитаны, чем в России.
Да как бы ни так. Вандализм и воровство в крови у европейцев. Они это и сами признают.
А причем тут китайские стартапы? Очень просто – вандализм и воровство европейцев мешают развернуться азиатским стартапам в странах Старого Света.
Почему азиатские велопрокаты разоряются в Европе?
Вопрос, конечно, интересный.
Посмотрим на факты.
Гонконгский стартап GoBee, сдающий в аренду велосипеды, в начале марта объявил об уходе из Франции, а незадолго до этого – из Италии.
И почему же в Европе — европейской родине велосипеда — не нашлось места для перспективного стартапа?
Причина – «массовое уничтожение» парка велосипедов компании в результате краж или актов вандализма.
«За четыре месяца 60% нашего парка было уничтожено, украдено или приватизировано, что делает невозможным продолжение нашего проекта в Европе», – говорится в заявлении компании.
Стартапам с Востока мешают европейский вандализм и воровство
Европа – историческая родина велосипеда, центр велосипедного движения и место проведения популярных велогонок.
По данным Еврокомиссии, 8% населения ЕС ежедневно пользуются велосипедом, предпочитая его другим видам транспорта.
Все крупные азиатские стартапы, занимающиеся сдачей велосипедов в аренду, такие как Mobike, ofo, oBike и GoBee, нацелились на европейские города, считая, что там можно будет развиваться.
Потому что переполненный китайский рынок уже не позволяет надеяться на рост.
Стартапы с Востока не испытывают недостатка в венчурном финансировании: только ofo, например, привлекла по меньшей мере $1 млрд.
Это дало им возможность развернуть бизнес в таких городах, как Лондон, Париж, Брюссель, Манчестер, Мюнхен, Цюрих и Мадрид.
Однако при запуске бизнеса возникли трудности – от логистики и регулирования до вандализма и краж.
Я вас умоляю — они еще не пробовали в Одессе.
Вот слова самих европейцев о вандализме и кражах как элементах культуры стран Старого Света.
«Вандализм – одна из основных проблем, с которой сталкиваются операторы. Вандализм и кражи угрожают всем системам проката велосипедов, но если велосипеды находятся в свободном доступе, эта проблема еще серьезнее», – говорит Никколо Паноццо из Европейской федерации велосипедистов. «Это элемент культуры. Именно в Европе это очень распространено», – добавляет он.
Гонконгская компания GoBee одной из первых из азиатских стартапов попыталась покорить рынок Франции. Ее заметные зеленые велосипеды, которые после использования можно было припарковать в любом месте, стали привычным зрелищем на улицах Парижа.
Однако через несколько месяцев после начала деятельности во Франции более 1000 велосипедов компании были украдены, почти 3400 повреждены, в полицию было подано около 300 жалоб.
Многие велосипеды оказались просто припаркованы у домов клиентов сервиса – по выражению компании, «приватизированы».
Некоторые полагают, что ситуация, в которой оказалась GoBee, подчеркивает проблемы французского общества. В частности маргинализацию молодежи из пригородов столицы.
Однако в этом году компания также свернула бизнес в Италии и Бельгии.
«Мы были готовы к некоторым проявлениям вандализма на начальном этапе. Однако, к сожалению, это явление вышло за пределы, с которыми мы готовы мириться», – заявили в компании после ухода с итальянского рынка.
Велосипедный вандализм существует столько же, сколько сервисы краткосрочной аренды велосипедов.
Более 50 лет назад в Амстердаме компания Witte Fietsen закрылась через несколько дней после открытия, потому что люди либо воровали ее находящиеся в свободном доступе велосипеды, либо бросали их в каналы.
Курнул и велосипед в канал забросил. Романтика, однако.
В последующие десятилетия в европейских городах появились подобные сервисы, но с ограничениями: велосипеды можно оставлять только на специальных парковочных станциях.
Mobike особенно остро страдает от вандализма в Манчестере, говорят двое сотрудников компании: здесь велосипеды часто оказываются в мусорных баках или в канале.
Сервисы с фиксированной парковкой велосипедов также сталкиваются с проблемами.
Банк Santander, выступающий спонсором городского сервиса проката велосипедов в Лондоне, был вынужден временно закрыть несколько парковочных станций в Милтон-Кинсе, после того как большая часть велосипедов была сломана или украдена.
Компании вынуждены нанимать целые армии сотрудников, чтобы следить за сохранностью велосипедов. По оценкам Паноццо, расходы на это могут достигать 30% всех издержек. Такие работники доставляют велосипеды в места повышенного спроса, осуществляют мелкий ремонт и сообщают о случаях вандализма.
Несмотря на проблемы в Манчестере, Mobike пока не уходит из этого города, однако ограничила сферу охвата только центром.
Уход GoBee из Франции встревожил конкурентов, только пытающихся запустить бизнес в Париже.
В декабре на этот рынок вышла ofo, в феврале – Mobike.
Велосипедный вандализм существует и в Китае.
Стартап Wukong Bicycle закрылся после того, как почти 1100 его велосипедов (90% парка) были украдены.
Картины «кладбищ велосипедов», куда местные власти свозят брошенные на улицах велосипеды, преследуют китайских предпринимателей.
На помощь стартапам приходят технологии. Все велосипеды Mobike и почти весь парк ofo оснащены GPS-передатчиками.
Ofo присваивает рейтинги своим клиентам и просит внести больший депозит тех, у кого рейтинг хуже.
Однако эти меры обходятся компаниям недешево.
В сентябре 2017 китайцы (китайская система велопроката Ofo) пришли в Россию.
Они думают, что в России воруют меньше.
Ofo работает по принципу байкшеринга – велосипед не привязан к станции проката, его можно оставить в любом месте.
Ofo – китайская компания, один из ее инвесторов – Alibaba. Китайский торговый интернет-гигант наряду с Hony Capital и Citic Private Equity участвовал в инвестировании в Ofo на сумму $700 млн.
Также среди инвесторов Ofo – DST Global Юрия Мильнера.
Основатель Ofo Дай Вэй в апреле заявлял CNBC, что стоимость компании – более $2 млрд.
Следите за новостями – будет интересно.