Как известно: Ученье – свет, а не ученье – тьма (или — чуть свет и на работу).
Мне тут попалась интересная статья.
Не совсем по теме моего блога.
Но уверен будет интересно осмыслить бизнесменам, кто задумывается над открытием онлайн-образовательного стартапа.
Тем более в последнее время в Сети появилось слушком много гуру и учителей, которые обещают научить, как на такого рода бизнес проектах делать хорошие деньги.
Всё так просто и гладко.
И деньги потекут рекой – главное пройти тренинг у достойных учителей.
И усё – дело в шляпе. А денежки в кармане и на счёте.
Есть статистика в России — из 20 стартапов, предлагающих услуги обучения через интернет, успеха добивается всего один
Есть хорошая аналитическая статья (была опубликована на RBC: Ученье – тьма…. – найдите, почитайте. Не пожалеете).
Я тут у себя хочу просто выжимку основных моментов привести – на каких аспектах надо заострить своё внимание, если вы всё так решитесь окунуться в такого рода бизнес.
Итак – поехали:
- В России бум онлайн-образовательных стартапов начался несколько лет назад, но с тех пор лишь очень немногим удалось окупить вложения.
- Губит проекты как низкая значимость проблемы, которую они предлагают решить, так и чрезмерное увлечение геймификацией
Типичные ошибки онлайн-образовательных стартапов:
1. Переоценивают рынок.
Достижимая для новичка доля образовательного рынка гораздо меньше тех значений, на которые он рассчитывает. За счет низкого порога входа рынок очень конкурентен.
2. Создают проект ради проекта, а не для решения проблемы.
Из-за отсутствия насущной проблемы нет и спроса на товар или услугу.
В результате проект привлекает в основном единичных пользователей.
3. Предлагают революционную идею.
Это рынок, на котором клиенты не готовы рисковать личным будущим или судьбой детей. Поэтому революционные идеи терпят поражение, а раскручиваются, наоборот, проекты, предлагающие привычные и понятные вещи, но — благодаря онлайн-инструментам — немного удобнее и качественнее.
4. Слишком увлекаются геймификацией.
Несколько лет назад на рынке образования заговорили об edutainment (образование через развлечение), и все ринулись создавать образовательные приложения на игровой основе.
Но баланс между развлечением и обучением соблюсти сложно.
Если превалирует второе, то дети быстро понимают, что это не игра, чувствуют обман и не хотят этим заниматься.
А если первое, то процесс обучения может очень затягиваться, а результативность будет ниже ожиданий.
5. Не просчитывают unit-экономику.
Стоимость привлечения клиента и его удержание могут оказываться выше, чем доходы, получаемые с клиентов.
Часто основатели строят иллюзию, что в некой «точке икс» экономика станет положительной, но чаще всего проекты даже не добегают до этой точки.
И в сухом остатке — многие стартапы в сфере образования хоть и не закрываются официально, но не делают почти никаких продаж.
Становятся такими “зомби” компаниями.
И конечно надо помнить и понимать — образовательный проект становится жизнеспособным, как правило, на второй-третий год существования.
До этого он существует на грани окупаемости или в инвестиционной фазе: происходит накопление опыта, репутации, пользовательского доверия, проверка бизнес-модели.
Большинство из стартапов умирает еще на первых месяцах работы.
Если вы выходите на этот рынок, надо понимать, что, скорее всего, ваш проект, в конечном счете, не будет таким, каким он задумывался на старте.
Как правило, предприниматели делают одно или несколько радикальных изменений концепции.
Конкуренция на рынке образования, особенно в сегментах курсов для школьников и языкового обучения, сейчас бешеная.
Ни о каком «голубом океане» (ситуация, когда компании создают не существовавший ранее спрос на новом рынке) речи нет.
Но выигрывает здесь тот, кто сделает не просто инструмент, а то, что дает реальный результат.
Тост – так выпьем же за то, что даёт реальный результат.
Удачи нам всем.