Бренд против вещи

Продолжение темы по решорингу – возвращение рабочих мест и производства из развивающихся стран в развитые державы.

В данной заметке – на примере электроники.

Начнем с известной истории, когда бывший президент США Барак Обама спросил Стива Джобса, почему бы не производить iPhone в США?

Джобс ответил, что потерянные американские рабочие места не вернутся обратно никогда.

Тут как всегда истина где-то посередине.

Пока Стив Джобс в своем ответе Обаме оказался прав.

В некоторых случаях ждать скорого возвращения рабочих мест в США не приходится.

Далее будут скучные цифры – но информация интересная для понимания структуры цены в конечной рознице.

На примере iPhone.

Структура добавленной стоимости в iPhone 3G еще при жизни Джобса была такой:

Похожее изображение

при розничной цене в $500 полная стоимость производства составляла $178,96.

Из которых на китайскую сборку приходилось $6,5, или около 3,6% стоимости производства.

На компоненты из Японии приходилось $49,25 (33,9%), Кореи $22,96 (12,8%), Германии $30,15 (16,8%), США — $10,75 (6,0%), остальной мир — $48 (26,8%).

Добавленная стоимость Apple в итоге составляла $321,4 на каждый iPhone 3G, около 64% от розничной цены (данные из Xing, Y. and N. Detert, 2010. «Нow the iPhone widens the US trade deficit with the PRC», ADBI working paper №257).

Фактически еще при Джобсе Apple превратилась в компанию, торгующую собственным люксовым брендом (такого рода франшиза).

Картинки по запросу Apple

Всю производственную и даже отчасти R&D деятельность отдавшую на аутсорсинг.

Сейчас, когда компанию возглавляет Тим Кук, этот тренд остается незыблемым:

при стоимости производства iPhone Х в $370,25 (bill of materials, данные IHS Markit) розничная цена iPhone Х — $999.

Те же 63% наценки Apple за труды (прежде всего по удержанию стоимости бренда).

Цена сборки в Китае пока неизвестна, но, скорее всего, это те же копейки, что и в предыдущих моделях, и такие же копейки относительно цены и веса товара на транспортировку.

Так что риторический вопрос Обамы к Джобсу в большой степени был не совсем уместным: доля сборки в цене слишком низка, чтобы уделять ей повышенное внимание.

Куда более важны налоговые аспекты.

Да и масса других специфичных для отрасли обстоятельств.

Если решоринг и произойдет в производстве электроники, то, наверное, в последнюю очередь.

Роботизации (а это основная движущая сила решоринга — никто не собирается заменять дешевых китайских рабочих на дорогих американских в той же пропорции) в секторе препятствует короткий производственный цикл некоторых товаров.

Часто не более сезона.

Например, те же смартфоны и планшеты.

Пока роботы проигрывают людям в пластичности производства товаров с коротким жизненным циклом.

Учитывая суперразвитую производственную инфраструктуру, Китай, видимо, еще на долгие годы останется приоритетной площадкой для производства электроники, в особенности с малым отношением веса к стоимости (смартфоны, планшеты, ноутбуки, полупроводники, микрочипы и т. п.).

Поэтому такой вот вывод:

Мир “плоский” для маленьких и дорогих товаров. Для них дистанция и стоимость перевозки имеет мало значения.

 

Хотя – как всегда есть и исключения из правил —  летом 2017-го тайваньская Foxconn (как раз подрядчик Apple, Intel, Microsoft и др.) объявила о планах инвестиций $10 млрд в фабрику по производству LCD-панелей в 100 км от Чикаго.

Несмотря на огромный объем заявленных инвестиций, предполагается создание всего 3 тыс. рабочих мест, так как практически все производство будет роботизировано.

Так что, может быть, вопреки всем прогнозам, решоринг в итоге может коснуться и продукции Apple.

 

В следующие заметки опишу великое АВТОВОЗВРАЩЕНИЕ.

Там возвращение к родным пенатам уже идёт полным ходом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *