Продолжение темы по решорингу – возвращение рабочих мест и производства из развивающихся стран в развитые державы.
В данной заметке – на примере электроники.
Начнем с известной истории, когда бывший президент США Барак Обама спросил Стива Джобса, почему бы не производить iPhone в США?
Джобс ответил, что потерянные американские рабочие места не вернутся обратно никогда.
Тут как всегда истина где-то посередине.
Пока Стив Джобс в своем ответе Обаме оказался прав.
В некоторых случаях ждать скорого возвращения рабочих мест в США не приходится.
Далее будут скучные цифры – но информация интересная для понимания структуры цены в конечной рознице.
На примере iPhone.
Структура добавленной стоимости в iPhone 3G еще при жизни Джобса была такой:
при розничной цене в $500 полная стоимость производства составляла $178,96.
Из которых на китайскую сборку приходилось $6,5, или около 3,6% стоимости производства.
На компоненты из Японии приходилось $49,25 (33,9%), Кореи $22,96 (12,8%), Германии $30,15 (16,8%), США — $10,75 (6,0%), остальной мир — $48 (26,8%).
Добавленная стоимость Apple в итоге составляла $321,4 на каждый iPhone 3G, около 64% от розничной цены (данные из Xing, Y. and N. Detert, 2010. «Нow the iPhone widens the US trade deficit with the PRC», ADBI working paper №257).
Фактически еще при Джобсе Apple превратилась в компанию, торгующую собственным люксовым брендом (такого рода франшиза).
Всю производственную и даже отчасти R&D деятельность отдавшую на аутсорсинг.
Сейчас, когда компанию возглавляет Тим Кук, этот тренд остается незыблемым:
при стоимости производства iPhone Х в $370,25 (bill of materials, данные IHS Markit) розничная цена iPhone Х — $999.
Те же 63% наценки Apple за труды (прежде всего по удержанию стоимости бренда).
Цена сборки в Китае пока неизвестна, но, скорее всего, это те же копейки, что и в предыдущих моделях, и такие же копейки относительно цены и веса товара на транспортировку.
Так что риторический вопрос Обамы к Джобсу в большой степени был не совсем уместным: доля сборки в цене слишком низка, чтобы уделять ей повышенное внимание.
Куда более важны налоговые аспекты.
Да и масса других специфичных для отрасли обстоятельств.
Если решоринг и произойдет в производстве электроники, то, наверное, в последнюю очередь.
Роботизации (а это основная движущая сила решоринга — никто не собирается заменять дешевых китайских рабочих на дорогих американских в той же пропорции) в секторе препятствует короткий производственный цикл некоторых товаров.
Часто не более сезона.
Например, те же смартфоны и планшеты.
Пока роботы проигрывают людям в пластичности производства товаров с коротким жизненным циклом.
Учитывая суперразвитую производственную инфраструктуру, Китай, видимо, еще на долгие годы останется приоритетной площадкой для производства электроники, в особенности с малым отношением веса к стоимости (смартфоны, планшеты, ноутбуки, полупроводники, микрочипы и т. п.).
Поэтому такой вот вывод:
Мир “плоский” для маленьких и дорогих товаров. Для них дистанция и стоимость перевозки имеет мало значения.
Хотя – как всегда есть и исключения из правил — летом 2017-го тайваньская Foxconn (как раз подрядчик Apple, Intel, Microsoft и др.) объявила о планах инвестиций $10 млрд в фабрику по производству LCD-панелей в 100 км от Чикаго.
Несмотря на огромный объем заявленных инвестиций, предполагается создание всего 3 тыс. рабочих мест, так как практически все производство будет роботизировано.
Так что, может быть, вопреки всем прогнозам, решоринг в итоге может коснуться и продукции Apple.
В следующие заметки опишу великое АВТОВОЗВРАЩЕНИЕ.
Там возвращение к родным пенатам уже идёт полным ходом.