Я уже публиковал недавно заметку, что немецкие производители (пока производители одежды и детских товаров) в спешном порядке покидают Китай и переносят свои производственные мощности обратно в Германию (Come back to Germany)
Но это процесс (возвращение производства обратно в развитые страны) начался уже достаточно давно (не вчера).
И впереди были США (как страна) и автомобилестроение и автозапчасти (как индустриальная область).
Интересная ситуация складывается на мировом рынке — дешевая рабочая сила больше никому не интересна.
Более корректно – это не является сейчас определяющим фактором при размещении производства в другой стране.
На смену аутсорсингу (еще недавно — модное слово и направление) идет решоринг: международные концерны возвращают производства в Европу и США.
Развивающиеся страны лишаются тысяч рабочих мест.
В развитых — открываются предприятия, на которых вкалывают роботы (и счастлив человек – об этом у меня тоже была уже заметка)
Раньше оно как было? (понятно, что и трава была зеленее и деревья были повыше)
Капитал легко перемещался в поисках этой самой дешевой рабочей силы, переводя предприятия из «дорогих» стран в «дешевые».
Однако даже этот глобализационный процесс в последнее время выдохся.
И, возможно, вовсе разворачивается.
Полуглобализация сменятся деглобализацией?
Вот это да.
По данным американской НПО Reshoring Initiative, эпоха аутсорсинга производства из США (и из других развитых стран) в страны с дешевой рабочей силой подходит к концу.
В последние годы что-то поменялось.
В 2014–2015 годах в США был достигнут паритет между размещением американскими компаниями рабочих мест в промышленном секторе за рубежом (аутсорсингом) и созданием и возвращением (ноушорингом и решорингом) рабочих мест в США (в решоринг записывается решение американской или любой другой компании открыть производство в США при наличии других альтернатив).
И что самое интересное в этом контексте — в 2016-м, впервые с 1970-х, многолетний процесс аутсорсинга развернулся.
Вместо нетто-потери около 220 тыс. рабочих мест в промышленности в среднем за год в начале 2000-х за счет аутсорсинга — нетто-создание рабочих мест в 2016 году стало положительным: плюс около 25 тыс.
Во как.
Почему это происходит?
Важными факторами решоринга являются:
- субсидии и налоговые преференции со стороны властей США (чаще всего на уровне штатов)
2. ожидание снижения корпоративных налогов в результате налоговой реформы
3. рост оплаты труда в некоторых традиционных странах аутсорсинга, прежде всего в
Китае.
В отраслевом разрезе — решоринг наиболее популярен там, где новое американское производство имеет значительные конкурентные преимущества.
Российским производителям уместно взять на заметку
- Это производство товаров с большим отношением веса к стоимости (автомобили, тяжелая и объемная бытовая техника). Для таких товаров отсутствие затрат на морскую транспортировку наиболее актуально.
- Производство, подразумевающее сверхточную логистику по времени (производство с коротким циклом, just-in-time) либо подверженное частым изменениям в потребительском спросе и/или дизайне (прежде всего автокомплектующие и автозапчасти).
- Это различные пластики и продукты нефтепереработки. Здесь решоринг объясняется бумом сланцевой добычи нефти и газа в США. Из метана, этана, пропана, бутана, изобутана, пентана изготавливаются различные пластики.
- Производство, в котором необходим высокий уровень контроля менеджмента для соблюдения норм качества (например, медицинское оборудование).
- Производство, ориентированное на клиентов, ограниченных в возможности покупать товары, не произведенные в США (например, ВПК).
- Производство товаров, для которых исключительно важно соблюдение и защита авторского права и патентов.
- Решоринг происходит в отраслях, наиболее чувствительных к технологиям автоматизации и роботизации производства. Прежде всего, это производство текстиля и одежды, бытовых электроприборов, автомобилей и автокомплектующих.
Именно последний фактор, автоматизация и роботизация производства, выводит решоринг на новый уровень международного тренда во всем промышленном производстве.
Причем не только в США, но и в других развитых странах, прежде всего в Европе (где фактор дешевой энергии пока не актуален).
В следующей заметке продолжу эту тему и покажу, как сейчас идёт борьба БРЕНД ПРОТИВ ВЕЩИ
Там и про Apple будет, и про автопроизводителей.
Интересная, а главное, полезная информация.
До встречи.