В основном я работаю с Ю. Кореей.
С 1994 года.
Так что видел (в смысле сотрудничества) разные ситуации.
Это и период ВДОХНОВЛЕНИЯ (как Кореи, так и России).
Это касалось и технологического бизнеса (корейцы хотели на advanced Russian technologies стать высокотехнологичной державой. Конечно не только на российских технологиях, но тогда корейцы свято верили, что российские Кулибины и конверсия военных предприятий позволит найти уникальные технологии и технические решения).
И торгового бизнеса – Россия страна большая. Раза в четыре больше Кореи. Это какой же рынок-то лакомый. Тем более челночный бизнес в 90-х уже начинал начинаться. Китай тогда совсем ужасный был.
Потом нагрянул кризис 1997 (в начале в Корее) и 1998 в России.
Торговля просела существенно.
А в начале 2000-х и технологический бизнес стал как-то буксовать. Корейцы поняли, что в России в основном сильны фундаментальные разработки. И им до реальных технологий еще ой как далеко. Если вообще возможно что-то реальное в обозримом будущем довести до производства.
Не буду углубляться в историю. Это всё хорошо описано во многих статьях (не моих).
Я хочу написать про сейчас.
Сейчас у корейских компаний (у СЕО) возникло просто реальное охлаждение к работе с российскими компаниями.
Я про индустриальные сферы.
При чем, это касается даже сотрудничества с большими российскими компаниями.
Типа РОСАТОМ (Атомстройэкспо – АСЭ) или РОСНЕФТЬ, или ГАЗПРОМ.
Если раньше эти компании (иногда сами или через своих агентов) обращались к корейским компаниям с запросом дать предложение на тот или иной проект, то корейцы радостно соглашались и делали такие КП.
Сейчас…..
Сейчас вот АСЭ обратились в одной большую корейскую инжиниринговую компанию просчитать проект очистных сооружений для Дубай.
И….корейцы отказались.
Неинтересно.
Устали работать с Россией.
Сейчас много больших проектов, в которых корейцы так и не могут получить оплату (и не маленькую) от российский стороны. За выполненную работу и поставленное оборудование.
Сейчас чтобы убедить среднюю или большую корейскую компания сделать предложение по запросу – это надо убедить СЕО, что проект реальный и партнер надежный.
И делать это, как правило, сейчас можно только через корейского агента – он как бы на себя берет все риски (в основном конечно репетиционные. Если не получится проект, то репутация его будет около плинтуса. А это харакири – в японском стиле).
С одной стороны мне вроде бы и хорошо. У меня есть несколько корейских партнеров, кто выступают агентами в разных областях.
Через них мне удаётся (не всегда конечно) получать предложения от корейских производителей.
С другой стороны – повысилась моя ответственность.
Поэтому становлюсь бизнес-занудой – долго и тщательно проверяю запросившую сторону с российской стороны.
Российские партнёры часто начинают выражать недовольство (говоря простым языком — злиться).
Но у меня такая же ситуация с репутацией (которую трудно заработать и так легко профукать)
Если я подведу своего корейского партнера – агента, то моя репутация начнёт быстрое скатывание в зловонную яму.
Так что приходится крутиться.
Но всё равно, конечно, к кому-нибудь да задницей повернуться получается (прямо как избушка на курьих ножках – к царевичу передом, а к лесу-то задом).
Не без этого.
В общем в интересное время , однако, живем (по бизнесу с Кореей).