Т.к. Китай это громадный рынок, то понятное дело все (по крайней мере, многие) хотят начать продавать в Китай.
Или покупать в Китае т.к. там есть всё (как в Греции) и дёшево.
Поэтому в Интернете (не только русскоязычном) уйма информации про китайских бизнесменов, про то, как с ними надо налаживать бизнес, какие есть подводные камни, как обходить препятствия.
В общем, много всего.
И….всё равно долгосрочный бизнес с китайцами наладить очень и очень сложно.
Краткосрочный (на пару сделок) – это пожалуйста.
А вот чтобы на несколько лет. И без обмана и подвоха. Тут извините.
Почему?
Читайте ниже.
Эту статью я написал на основе доклада профессора Алексея Маслова, руководителя Школы востоковедения НИУ Высшей школы экономики
Итак, в путь по китайской бизнес психологии.
Вне зависимости от сообщений информационных агентств – реальное положение дел в Поднебесной мистифицируется не только у нас, но и во всем мире.
Что происходит там в действительности скрыто от глаз западного человека даже в эпоху всеобщей цифровой открытости, распространения социальных сетей и прочей глобализации и интернетизации.
Итак, что же мы знаем о Китае?
Как вести с ними дела?
Как вы знаете – я консультирую российских бизнесменов, желающих вести дела с китайцами.
И с корейцами.
С китайцами получается пока у наших плохо. Есть, конечно, примеры удачных проектов.
Впрочем, не только у россиян головная боль по ведению бизнеса с китайцами – мало кому из представителей западной цивилизации удавалось «приручить» китайского дракона.
Например, очень часто в Поднебесную приезжают бизнесмены и, получив, согласие, возможно, даже оформленное на бумаге, считают, что дело сделано.
Я тоже так в начале думал. Всё таки контракт подписали.
Но китайцы так не живут.
И даже, если они согласились с вами в каких-то вопросах, это ровным счётом ничего не значит. Для них.
Китайцы живут в мире перемен (как российский кореец Виктор Цой пел – перемен требуют наши сердца. Перемен требуют наши глаза …)
Китайцы вас не обманывают – они просто настроены следовать более интересному предложению, и, если оно появится, все договорённости пропали.
Так прямо разом. И вы перестаёте быть интересным. И никаких тебе Sorry.
Это так называемое коррелятивное мышление.
Ещё одна особенность китайской психологии бизнеса – стратегемность мышления.
Или – иными словами – особенность ведения переговоров с помощью тактики уловок и мягкой силы.
Китайцы умеют ждать (как рыбак на берегу).
Они умеют ждать, пока чужой бизнес ослабеет.
Можно привести в пример несколько крупных поглощений китайцами западных корпораций или значительных долей в этих корпорациях за последний год.
Все сделки были осуществлены именно в тот момент, когда у корпораций начали намечаться проблемы.
Китайские бизнесмены тщательно отслеживают, что происходит в интересуемых корпорациях и как только компания начинает «крениться» — делают предложение о покупке.
И вот на десерт. Восточная психология и лингвистика:
Cлово «ДА» в китайских наречиях отражает примерно 20 различных смыслов и не один из них не означает согласие.
Да, они говорят да, кивают, вроде бы соглашаются, но это из вежливости, это не означает, что китайцы с вами согласны в том смысле, в котором согласие понимаем мы, россияне.
Другим краеугольным элементом китайской культуры выступает матрица семьи.
Речь о том, что, начиная бизнес, китайцы стремятся включить вас в семью.
Для них очень важно встроить вас в свою иерархию.
Именно поэтому западному бизнесмену приходится тратить от шести до двенадцати месяцев на светские мероприятия – вести ни к чему не обязывающие, «пустые» разговоры прежде, чем будут заключены какие-либо договорённости.
Но сегодня в Китае всё большую силу и влияние получает новое поколение менеджеров, которые не хотят быть верными старым традициям.
По отношению к иностранному бизнесу эти менеджеры ведут себя куда более агрессивно и развязно, чем, англичане или американцы в голливудских фильмах.
Надо понимать, что мы имеем дело уже с поколением предельно циничных и жёстких прагматиков.
Я сам столкнулся сейчас с такого рода молодыми китайскими менеджерами.
Трудновато. Хочется иногда прямо в бубен засветить (русским кулаком в китайский бубен).
Молодые корейские менеджеры сейчас тоже зубастые стали. И так по западному бизнес агрессивны.
Но китайцы и тут впереди планеты всей. К тому же многие выучили русский язык. Плохо, но гордости от этого у них хоть отбавляй.
И они стараются даже в переговорах ругаться по русски (даже иногда матерные словечки вставлять).
Помню недавно на переговорах по Wechat мне это надоело и я сказал, что если он такбудет вести диалог, то я смогу достойно ответить (ну это я конечно здесь так вежливо написал. В общении я сказал жёстко. И сразу всё понял мой китайский визави. Извинился. И продолжили общаться в вежливой форме).
Истоки такого поведения китайцев отчасти лежат в древней культуре Поднебесной.
Известно, что понятие культура для китайцев означает «китайская культура».
Ещё Конфуций говорил, что к варварам – то есть к иностранцам – нельзя относиться, как к китайцам.
Во так-то.
Следите за новостями и статьями.
Будет еще много интересного и полезного.