Как я писал в предыдущей статье по этой тематике – наше мышление и мышление азиатов устроено по разному. Причина кроется также (одна из причин) в том, где зарождалась та или иная культура. И соответственно, какие факторы (включая природные) влияли на формирование способа мышления и общения между людьми.
И это хорошо проявляется в конфликтах – точнее в отношениях к конфликтам и конфликтным ситуациям у европейцев и азиатов.
Есть много интересных исследований и теория, что природные особенности той или иной местности и соответственно метод ведения хозяйства наложили отпечаток на культуру и способы мышления той или иной нации (это если глобально так выражаться).
Теперь коротко об этой теории.
Начнем с Китая (он считается родиной всей азиатской культуры).
Природный ландшафт Китая, состоит в основном из относительно плодородных равнин, низких гор и судоходных рек. Это благоприятствует сельскому хозяйству и способствовало централизованному контролю над обществом относительно легким.
Земледельческие народы должны ладить друг с другом. Особенно это касается рисоводства, характерного для южного Китая и Японии. Это требует от людей возделывания земли совместно друг с другом.
Также раньше ведь требовалось орошения обширных полей. И помимо того чтобы ладить с соседями – системы орошения (я тут не стал писать заумные слова ирригационные системы) требовали централизованного контроля. Древний Китай как в общем то все другие древние сельскохозяйственные общества, управлялся деспотами. Крестьяне должны были ладить со своими соседями
Поэтому простые китайцы жили в сложном мире социальных ограничений.
Теперь посмотри что у греков (Греция считается колыбелью европейской цивилизации).
Природа Греции в основном состоит из гор, спускающихся к морю. Такая природа , благоприятствовала охоте, пастбищу, рыболовству и торговле (и уж если быть совсем откровенным то пиратству).
Эти профессии требуют относительно небольшого сотрудничества с другими.
Ну, если только за исключением торговли, эти виды деятельности не требуют строго жить в одной стабильной общине с другими людьми.
Оседлое сельское хозяйство пришло в Грецию почти на две тысячи лет позже, чем в Китай И быстро стало коммерческим.
Почва и климат Греции благоприятствовали к производство вина и оливкового масла. И в шестом веке до н. э., многие греческие фермеры были более бизнесмены, чем крестьяне. И греки смогли действовать самостоятельно в большей степени, чем китайцы.
Не чувствуя необходимости поддерживать гармонию со своими товарищами любой ценой, у греков было в привычке спорить друг с другом на рынке и дискутировать друг с другом в политической ассамблее.
Поэтому в Греции твой козел (в смысле домашнего животного) мог пастись где угодно и никого не надо ничего спрашивать (если только козел не забрел к соседям).
В Китае же чтобы вырастить урожай китаец нуждался в помощи соседей.
Вот именно отсюда вы получите греческий акцент на индивидуальности и дискуссии, а у китайцев акцент на коллективность и гармонию.
Вот такие вот культурные различия в скалистых горах Греции и на открытых равнинах Китая.
И это отражается на способах дискуссии и разрешения конфликтных ситуаций.