Мне кажется интересная тема для размышления.
И можно что-то заимствовать из опыта азиатов в обучении школьников. Хотя бы каждый на своем локальном уровне.
Раньше мы все были уверены (я и сейчас уверен), что наша советская школьная система образования была лучшей в мире.
Думаю, что раньше как–то не сравнивали (точнее, не могли сопоставить) советскую и западную модели образования.
Про азиатские вообще молчу – они ранее серьёзно и не рассматривались (я имею вплоть до конца ХХ века).
А теперь – сегодня сингапурское образование признаётся лучшим в мире.
Конечно, там присутствует излишняя строгость и большое давление на детей (ну азиаты – что возьмёшь)
А вот что интересно перенять – сингапурские учителя в первую очередь стремятся дать школьникам максимально практические знания, связанные с будущей профессией, положением на рынке труда и реальной жизнью вообще.
Этот принцип лег в основу как стандартных, так и престижных школ.
Например, школьники, имеющие мечту стать ветеринарами, проходят практику при зоопарке, занимаясь больными коровами и лошадьми, а не уходом за милыми кошечками.
Ученикам довольно быстро приходится признать, что без любви к химии из них не получится врача, а карьера художника часто несовместима с содержанием семьи.
И вот еще один интересный момент: сингапурским учителям важен не столько правильный ответ, сколько уровень понимания вопроса и умение ориентироваться в материале
Мне кажется, что раньше и у нас в советской школе так было. По крайней мере, в тех четырёх московских школах, где мне посчастливилось учиться.
Шагаем по Азии дальше и смотрим, что там у них такого интересного есть в подходах к образованию.
В Японии убеждены, что бесконечно говорящий учитель — самое неэффективное, что только может быть в школе.
Вы лишь тогда по-настоящему запоминаете материал, когда объясняете его другим.
Именно поэтому здесь школьник, справившийся с заданием, имеет возможность выступить перед классом в качестве учителя.
Супер. По крайне мере у нас так было в МГУ.
В Японии не принято скупиться на домашние задания: их много задают даже на каникулы.
К пропускам и опозданиям относятся сурово: без уважительной причины они попросту невозможны (тут просто запиской от родителя, почему твой ребенок пропустил день занятий, не отделаешься).
В Китае всё в лучших традициях восточной психологии и философии.
В китайских школах на первом месте стоит группа, а не отдельный ребенок.
Местные учителя обладают авторитетом, который безоговорочно признается родителями: считается, что это повышает качество обучения.
Даже самый юный китаец понимает, что успех — это вовсе не врожденные склонности, а каторжный труд.
Родители в Поднебесной не потакают своим детям, им также бесполезно жаловаться на школьные наказания.
Образование считается главным приоритетом, и семья готова терпеть всяческие лишения, лишь бы дать детям возможность учиться.
Китайские педагоги видят свою цель прежде всего не в обучении предмету, а в формировании у ребенка ценностей и характера.
Как и в Японии, и в Корее, местные школьники с раннего детства сталкиваются с невероятным количеством домашней работы, практически не оставляющей личного времени.
Тут прошла инфо, что в Китае в одной из школ установили специально разработанную систему распознавания лиц. Которая выявит невнимательных учеников прямо на уроке.
Вот такая гремучая смесь новейших технологий и многовековых китайских традиций.
Во Вьетнаме (как и в Китае) учитель не просто должность, а высокопочитаемый авторитет. И часто его отношения с учениками больше напоминают родительские.
Многие отмечают, что местные жители любого возраста помешаны на учебе: готовы изучать материал с опережением, учить иностранные языки и нагружать себя дополнительными курсами.
В традиционном понимании образование — это не только путь к успеху, но и возможность принести своей семье благосостояние и уважение.
Воспитывая своих учеников, вьетнамские школы придерживают девиза: Tiên học lễ, hậu học văn. В общем смысле это означает, что сначала вы учитесь хорошим отношениям с другими людьми, тогда как научные знания являются второстепенными.
Нравственное воспитание — такая же часть школьной программы, как математика или география.
Вьетнамцы считают, что плодотворная учеба невозможна без глубокой моральной мотивации и уважения к традициям (влияние конфуцианства)
И задумался я — какой подход показался мне наиболее разумным?
А как нас учили в советских школах?
По моему, много, что у нас было ТОГДА в школьном образовании – сейчас является СЕГОДНЯ при обучении в Азии.