В предыдущих заметках я осветил ситуацию, как обстоят дела с возвращением производств из развивающихся стран в Европу и Америку.
На примере брендовой одежды, детской продукции и электроники.
Целесообразность решоринга (возвращение производственных мощностей) зависит от области индустрии.
Так, в электронике пока что Китаю волноваться не особо приходится.
Тут на многие годы оптимально производить в Поднебесной (смотри мои предыдущие заметки по этому вопросу).
А вот в области брендовой одежды и детской продукции – уже вовсю процесс решоринга запущен полным ходом, и производство возвращается в Европу.
Рассмотрим теперь автопромышленность.
Как там обстоят дела?
Производство автомобилей и автозапчастей (А&A) вовсю возвращается на родные берега уже сейчас.
Аналитики Международной организации труда (МОТ) отмечают, что данный сектор имеет значительные перспективы, как в области роботизации, так и решоринга.
Ведь роботизация/автоматизация в данной области идет фактически с запуска первого конвейера Генри Форда в 1913-м.
И в настоящий момент отрасль является лидером по использованию промышленных роботов.
Благодаря автоматизации выпуск автозаводов в США за последние 20 лет увеличился на 53%.
В то время как занятость сократилась на 28%.
Технологии постоянно совершенствуются, и ручной труд продолжает выбывать из отрасли.
С точки зрения решоринга автоотрасль очень перспективна, так как в отличие от электроники для ее продукции характерно большое отношение веса и/или объема к стоимости (сравнительно велики транспортные и логистические издержки).
Приведём ряд примеров для иллюстрации вышесказанного:
Volvo инвестирует $1 млрд в строительство завода в Чарльстоне (США, Южная Каролина), мощность — 150 тыс. автомобилей в год, рабочая сила — 3,9 тыс. человек.
Производитель автокомплектующих Denso инвестирует $1 млрд в строительство завода в Теннесси, рабочая сила — 1 тыс. человек.
Mercedes-Benz инвестирует $1 млрд в строительство завода в Тускалузу (Алабама), рабочая сила — 600 человек.
Инвестиции менее миллиарда долларов за последние месяцы исчисляются в отрасли десятками.
И тут на арену выходит новое модное слово НИАШОРИНГ (Nearshoring)
В отрасли А&A аутсорсинг в последние 30–40 лет часто приобретал форму ниашоринга (nearshoring): перенос производства в развивающиеся страны, географически близкие к рынкам сбыта.
Например:
в Мексику для рынка США
в Турцию и Восточную Европу для рынка Западной Европы (яркий пример — создание автокластера в Словакии).
Крупнейший пример ниашоринга — Мексика.
В 1994 году (до вступления в силу NAFTA — договора о беспошлинной торговле США, Мексики и Канады) дефицит Мексики в торговле с США составлял $1,3 млрд.
К 2016-му он сменился на профицит в $63 млрд.
Рост произошел за счет электроники, телекоммуникационной техники и в огромной степени — автомобилей.
В 2016 году в Мексике было произведено 3,6 млн автомобилей (7-е место в мире) против 1,9 млн в 2000-м (9-е место в мире).
2,7 млн из них экспортируются (львиная доля, 2,1 млн, в США), что делает Мексику четвертым экспортером автомобилей в мире.
В 2016-м Мексика экспортировала в США автокомплектующих на $46 млрд и автомашин на $49,3 млрд/
Соответствующий импорт из США в Мексику составил $19,8 млрд и $4 млрд.
Итого: профицит Мексики в автоторговле с США — $71,5 млрд.
State-of-the-art производства в Мексике роботизированы и требуют все меньше рабочей силы для производства.
Например, построенный всего за 13 месяцев в 2016-м недалеко от Монтеррея (штат Нуэво-Леон) автозавод Kia Pesqueria (инвестиции $1 млрд) создал 3 тыс. рабочих мест.
При этом производственная мощность завода составляет 300 тыс. автомобилей в год.
Всего на автозаводах в Мексике занято около 50 тыс. человек (и гораздо больше, около 600 тыс., в производстве автокомпектующих).
Ау, АВТОВАЗ. А как у вас? (как у ВАЗ)
Для сравнения: на одном тольяттинском заводе АвтоВАЗа в 2016-м трудились 40 тыс. человек при объеме производства в 172 тыс. машин в год (данные OICA, 2016).
Комментарии, как говорится, излишни.
И даже не смотря на такие впечатляющие цифры производства в Мексике — некоторые компании, работающие в крупнейших промышленных кластерах Мексики на границе с США, вострят лыжи.
Т.е. заявляют о намерении перевода и/или развития новых мощностей в США.
Так, в кластере Рейноса/Мак-Аллен (мексиканский Тамаулипас/американский Техас) четыре крупные компании, имеющие производство на мексиканской стороне кластера, объявили о намерении перевести и/или инициализировать производство на американской стороне.
Среди преимуществ расположения производства в США они выделяют:
- Роботизацию
- Cубсидии (до $10 тыс. на рабочее место в США, предоставляется властями штатов, в данном случае Техаса).
На данный момент самый значительный пример решоринга вместо ниашоринга — отказ автопроизводителя Ford от ранее утвержденных инвестиций в $1,6 млрд в строительство нового завода в Сан-Луис-Потоси (Мексика) и перенос планируемого предприятия в Мичиган c инвестициями в $700 млн и созданием 700 рабочих мест.
Вот такие вот дела.
В следующей заметке расскажу о процессах решоринга и ниашоринга в текстильной промышленности.
Там ситуация усугубляется тем, что это крупнейший сектор промышленности во многих бедных странах.
И вот начался процесс сворачивания производств там.
Приведу много полезной и интересной информации.