Помню много много много лет назад (этак в 1996 – 2001) я активно делал проекты с Японией (в большей степени НИОКР для японских компаний).
Я тогда работал еще в Samsung Electronics, а мой однокурсник Гайрат уже несколько лет как (после окончания МГУ) уехал в эту страну, стал делать бизнес (оттуда вышел Spirit), женился на японке (ну это не так существенно, но всё-таки)
И предложил мне совместно делать бизнес – передовые российские технологии и разработки для японских компаний.
Тогда была большая вера в то, что как только открыли железный занавес над территорией бывшего СССР, то можно будет воспользоваться уникальными российскими технологиями и учеными мозгами для создания передовых потребительских товаров (ну конечно не только таких — но мы военной сфере не работали).
Мы тогда и компанию японскую открыли и назвали ART Lab: Advanced Russian Technologies Laboratory
Азиаты первым ринулись на наши просторы.
Япония была в числе первых.
Тем более опыт уже был.
Еще в 1960-х японские компании выкупили много советских патентов (и изобретений) по оптики.
Утверждают, что именно благодаря этому мудрому подходу японские товары в области фото и видео стали лучшими в мире.
В общем – посотрудничал я с японскими компаниями.
И тогда помню мне было очень прикольно слышать, что многие компании страны Восходящего Солнца имели очень широкий спектр бизнеса.
Как мы говорили – занимаются всем от швейной иголки до атомной подводной лодки.
Т..е выпускали или торговали всем.
Кто же знал, что я сам также буду с 2017 (когда стал работать один) – а раньше (с 2006 г со своим бывшим корейским партнером) мы вели много проектов в совершенно разных областях (по запросу корейского министерства малого и среднего бизнеса. Ну и конечно при неплохом финансировании от этого министерства).
Так вот – после такого введения хочу представить такое явление как «сого сёся» ( яп. 総合商社 Со:го: сё:ся, «Всеобъемлющие торговые фирмы») — так называют характерные только для Японии универсальные торговые компании, чья деятельность охватывает практически все отрасли экономики.
Они занимаются торговлей, поставками сырья, разработкой и производством продукции.
Сейчас правда есть и корейские и китайские конгломераты с такого рода бизнес охватом.
Ниже приведу краткую инфо о наиболее крупных и известных японских сого сёся.
Особенно они стали на слуху недавно – когда Холдинг Уоррена Баффета Berkshire Hathaway приобрел чуть более 5% акций пяти крупных японских компаний — Itochu Corp., Marubeni Corp., Mitsubishi Corp., Mitsui & Co Ltd. и Sumitomo Corp..
Сумма инвестиций оценивается примерно в $6,22 млрд.
Покупки осуществлялись постепенно в течение последних 12 месяцев
А уже если Баффет инвестировал …то значит в этом есть смысл.
И такая форма ведения бизнеса как сого сёся достаточно эффективна.
Итак, поехали….
Mitsubishi Corp — самая известная в России компания из списка Баффета благодаря знаменитым легковым автомобилям Mitsubishi.
Но это далеко не единственный, и даже не основной бизнес корпорации: основную часть дохода ей приносит подразделения Metals (металлургия) и Living Essentials (производство и продажа продуктов питания).
Компания также работает в сферах химической промышленности, энергетики.
Занимается строительством, развитием городской инфраструктуры, лизингом транспорта.
Sumitomo Corp занимается оптовой торговлей. Она входит в Sumitomo Group — один из крупнейших японских конгломератов, объединяющий компании из самых разных секторов: финансов, машиностроения, металлургии, электротехники и других отраслей.
Itochu Corp – её история началась в 1858 году с открытия 15-летним подростком Ито Чубеем магазина тканей и кимоно. К началу XX века Itochu стала гигантом текстильного бизнеса и запустила бизнес в Шанхае и Сеуле.
После Первой мировой войны начала превращаться в многопрофильную компанию: занялась машиностроением, автопромом, металлургией.
После Второй мировой Itochu поглотила множество мелких фирм и расширила область деятельности настолько, что стала крупнейшим «сого сёся» к концу 1980-х.
Сейчас это один из самых больших конгломератов мира, разделенный на шесть дивизионов: текстильный, машиностроительный, металлургический, энергетический, пищевой и финансовый.
В 1921 году Itochu настигли последствия рецессии 1920 года.
Тогда из-за долгов компания разделилась на две части — вторая половина сейчас известна как Marubeni Corp.
В XX веке она была лидером японской металлургии, а в XXI начала заниматься практически всем — от одежды и продуктов питания до сырья.
Mitsui & Co. – её история схожа с историей Itochu: в момент основания в 1876 году в ней было всего 16 сотрудников, а уже в первой половине XX века она превратилась в торгового гиганта, в первую очередь, благодаря экспорту риса и угля.
Так что: Иван Лифанов – Сого Сёся (российского разлива).