Продолжу повествование про корпоративную культуру в Китае – точнее, как там относятся к сотрудникам и что надо делать, чтобы выжить.
И не быть уволенным.
Реально прямо как в джунглях.
«Успех маленьких предприятий зависит от сотрудников, которых вы смогли нанять, успех крупных компаний — от людей, которых вы уволили», — это слова Джека Ма (Alibaba).
Как говорится — это, в общем-то, все, что надо знать про отношения китайской компании к своим сотрудникам.
Вот основная идея г-на Ма — даже в самых эффективных компаниях есть множество «закоснелых белых зайцев», или служащих, которые и сами не спешат работать, и заражают других своей апатией.
Чтобы выявлять таких работников, в Alibaba руководствуются так называемой системой 271.
Для тех кто родился и жил в СССР – ну ничего нового (хотя еще Екклесиаст писал, что нет ничего нового под солнцем)
Суть системы 271:
Кадровая служба должна присвоить каждому работнику одну из трех категорий эффективности.
Категория N 1:
В первую категорию попадают 20% лучших, чьи результаты превосходят первоначальные ожидания руководства.
Чтобы войти в этот перечень, кандидату необходимо не только перевыполнить трудовой план, но в полной мере усвоить корпоративную систему ценностей Alibaba.
Компания делегирует им все более ответственные задачи.
Категория N 2:
Это костяк компании — он состоит из 70% обыкновенных сотрудников.
Критерии отбора тут более скромные: этим работникам достаточно выполнять возложенные на них задачи, не нарушая корпоративной культуры.
Удовлетворительное выполнение должностных обязанностей гарантирует им безопасное положение только в том случае, если их «политическая грамотность» не ставится под сомнение.
Руководство должно изыскивать в них скрытые резервы, постоянно стимулируя их взобраться в категорию лучших.
Категория N 3:
Работники, попавшие в нижние 10%, находятся в группе риска.
В Alibaba идеологии уделяют первостепенное внимание.
Поэтому, даже если достижения работника, находящегося в этой группе, соответствуют ожиданиям, но он не в полной мере разделяет корпоративные ценности, он неминуемо получает ярлык зайца или бродячей собаки.
В Alibaba категоричны: таким работникам не место в штате.
Поэтому им остаётся только петь песню группы “СЕКРЕТ” – Блюз бродячих собак.
А может как в нашей песне (где на поляне траву, зайцы в полночь косили…)
А нам всё равно, а нам всё равно….
Ранжирование по системе 271 происходит на основе ежеквартальной и ежегодной аттестации.
Руководители всех подразделений каждый день ведут учет эффективности своих подчиненных.
KPI сотрудника формируется из:
- понимания им корпоративной культуры на целых 75%
- знание регламента работы: 15%
- технические навыки: 10%
Во как – главное это корпоративная культура.
Остальное приложится.
Или приложат.
Ротация персонала:
Чтобы избежать пристрастности в оценках, в Alibaba принято часто ротировать работников, перемещая их из отдела в отдел.
Поэтому в конце отчетного периода отдел кадров располагает досье, собранным разными руководителями.
Любимчик конкретного менеджера может сильно подпортить свою оценку, побывав в подчинении у других.
И напротив, хороший работник может не опасаться, что личный конфликт погубит его карьеру.
В корейских компаниях тоже принята такая ротация.
Правда, в Samsung нам объясняли, что это делается для того, чтобы корейский сотрудник смог получить более обширные знания и навыки в разных областях деятельности компании.
Это пригодится.
Сотрудник получает опыт работы в разных областях + у компании есть всегда возможность получения новых идей и подходов.
Потому как на одном месте работник как говорится замыливает глаз.
А тут новая область, новые вводные, своеобразные подходы.
Так что обоюдная польза и для сотрудника и для компании.
И китайцев же немного другая философия и концепция по поводу ротации.
Хотя – тут опять всё чисто по китайски (в хорошем смысле слова).
Взяли американскую концепцию и локализовали под себя.
У этой системы 271 американские корни.
И Джек Ма ознакомился с этой методикой управления персоналом (на примере китайского подразделения General Electric, где схожая методика была внедрена Джеком Уэлчем, генеральным директором корпорации в 1981–2001 годах)
И творчески применил у себя в Alibaba.
Адаптировал.
Локализовал.
Вот такое вот импортозамещение американской системы управления персоналом.
Продолжение следует …..